Конспект логопедического занятия полевые и садовые цветы. Конспект логопедической нод в подготовительной группе "цветы"

Итоговое занятия в логопедической группе №14

по теме: «Цветы»

Цели: Закрепление знаний у детей о цветах.

Задачи:

Расширять словарь детей через речевые игры.

Развитие связной речи:развивать умение детей составлять рассказы-описания о цветах.

Продолжать формировать представления о чередовании времен года.

Продолжать учить решать логические задачи на общее количество.

Продолжать формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров.

Воспитывать дружеские отношения между детьми.

Снять эмоциональное напряжение у детей.

Создать благоприятный эмоциональный фон на восприятие материала.

Воспитывать любовь и уважение к цветам.

Материал: Магнитофон,

Проектор,

Компьютер,

Картины «Времена года»

Карточки цветы,

Опорная схема,

Комнатные растения,

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций с изображениями цветов. Беседа о цветах.

Составление описательного рассказа о цветах.

Чтение рассказа Б. Вовк. «Чьи цветы лучше»

Ход непосредственно образовательной деятельности.

Под музыку П.И. Чайковского дети входят в группу.

Воспитатель: ребята, посмотрите, сегодня на занятии к нам пришли гости. Поздоровайтесь и мы с вами начнем занятие. Проходите и занимайте свой места.

Сегодня я хочу вас пригласить вас в необычное путешествие в «страну цветов».

Чтобы попасть в эту страну нужно сказать волшебные слова. Закройте все глаза и повторяйте за мной: МА-МО-МУ-МЫ. (Повернуть доску на которой будет изображена пустая ваза).

Открывайте глаза, мы в цветочной стране. Но что же это такое. Посмотрите на доске пустая ваза, а под вазой письмо. Почитаем его.

Здравствуйте, ребята!

Я цветочная фея. У меня в стране произошла беда налетел ураган и все мой цветы в вазе облетели. Если вы справитесь со всеми заданиями то сможете вернуть цветы в вазу.

Воспитатель: Ну что ребята поможем? (Поворачиваем доску)

Дети: да!

Игра «Где, где, цветок живешь?»

Посмотрите, пожалуйста, сюда: на мольберте стоят картины четыре времени года, а в тарелочке карточки с цветами. Я вам предлагаю поиграть в игру «Где, где, цветок живешь?». Давайте временам года покажем, что мы знаем о цветах, что каждый цветок живет в свое время года. Кто хочет помочь цветам, где они живут?

(Вызывается четыре ребенка, спросить каждого, какие цветы он будет собирать)

Назови, какие цветы ты положил к этому времени года?

Воспитатель. Молодцы, вы помогли цветам найти свое время года, когда они растут.

Логопед с мячом:

Мы сейчас поиграем в игру, я буду называть один предмет, а вы мне будете называть много этих же предметов

«Один – много».

Стебель –

Цветок –

Логопед: ребята, давайте ласково назовем наши цветочки.

Д/и «Назови ласково»

Роза-розочка

Ромашка-ромашечка

Тюльпан-тюльпанчик

Василек-василечек

Цветок-цветочек.

Воспитатель: Давайте ребята выйдем на ковер и отдохнем. Ребята, что нужно для того чтобы вырасти цветок?

ФИЗМИНУТКА

Дети присядьте, сгруппируйтесь, а теперь медленно потянулись на носочки, посмотрели на солнышко, корень, на один листочек, на другой листочек; выпрямились.

Воспитатель. Ну что ж отдохнули, а у нас на клумбе все цветы перемешались высокие и низкие. Давайте расставим их по высоте от меньшего к большему.

Д/И. Разложи цветы по возрастанию.

Воспитатель. Молодцы получайте цветочки. А теперь я хочу узнать, как вы ориентируетесь на доске. Перед вами цветы:

    Какие это цветы?

    Какой первый цветок?

    Какой последний?

    Какой посередине?

    Между какими цветами стоит 3 цветок.

Д/и «пять цветков»

Воспитатель раскладывает перед детьми картинки с изображением пять разных цветков. Ребенок должен их назвать и сказать, как они лежат

Воспитатель. Молодцы справились и снова получайте цветочки.

Математические задачи о цветах.

Воспитатель. Про цветы написано много песен, рассказов, стихов. А я хочу с вами решить задачки о цветах.

1. Три ромашки – желтоглазки

Два веселых василька

Подарили маме дети

Сколько же цветов в букете? (пять)

2. У этого цветка

Четыре лепестка

А сколько лепестков

У двух таких цветков? (восемь)

3. Пять цветочков у Наташи

И еще два дал ей Саша,

Сколько будет два и пять? (семь)

Логопед: ребята, а теперь я предлагаю вам рассказать о каком-либо цветке по опорным картинкам. (Ромашка)

Воспитатель. Ну что я считаю мы справились и давайте посмотрим какой букет мы с вами собрали

А теперь нам пора вернуться домой. Закройте глаза и повторите заклинание наоборот: МЫ_МУ_МО_МА. Вот мы и дома.

Итог. Скажите, где мы были?

Какие цветы вы запомнили?

1. Рассмотреть вместе с ребенком картинки. Познакомить его с названиями цветов (ландыш, мать-и-мачеха, астра, одуванчик, колокольчик, ромашка, подснежник, пион, гвоздика, нарцисс, тюльпан, ирис, гладиолус). Закрепить в словаре обобщающее понятие «цветы». Отметить особенности строения цветка: стебель, листья, лепестки.

2. Соедини цветы (первоцветы, полевые цветы, садовые цветы) с соответствующими букетами разноцветными линиями.

3. Упражнение «Назови ласково». Стебель — стебелек.

Подснежник — ...

Корень — ...

Василек — ...

Лист — ...

Гвоздика — ...

Лепесток — ...

Тюльпан — ...

Цветок — ...

Ромашка — ...

4. Упражнение «Подбирай, называй, запоминай»: Закончи предложения словами-действиями.

На клумбах цветы (что делают?) — растут, цветут, вянут...

Из садовой лейки цветы (что делают?) — ...

Удобрениями садовые цветы (что делают?) — ...

Выращенные цветы ножом (что делают?) — ...

В букеты цветы (что делают?) — ...

Цветами люди (что делают?) — ...

5. Рассказать ребенку, что не все цветы можно рвать. Некоторые цветы (подснежник, ландыш, медуница) занесены в Красную Книгу. Они нуждаются в охране.

6. Букет цветов — замечательный подарок к любому празднику. Упражнение «Букет для мамы». Ваня и Таня, гуляя по лугу, собрали красивый букет для мамы. Раскрась букет и расскажи, из каких цветов дети его составили.

7. Послушай рассказ. Вставь в предложения пропущенные названия цветов.

Принесли птицы на крыльях весну. От теплых солнечных лучей полянки оттаяли от снега, и на проталинках появились первые цветы — первоцветы:...

В мае в лесу распустились..., а в парках и на клумбах расцвели весенние цветы: ....

Скоро и лето подоспело. Рассыпало оно по лугам и по полям самые красивые цветы:

И клумбы в парках уже украсили другие цветы — летние:....

Закончилось лето. Яркими красками раскрасила осень парки и сады. Распустились на клумбах....

Скоро придет зима. На улице станет морозно, снежным одеялом укроются леса, поля и сады. Но за зимой обязательно будет весна. И снова цветы начнут радовать нас своими яркими красками.

8. Упражнение «Путешествие пчелы». Рассмотри картинки. Дополни предложения предлогами (проследить за точностью употребления предлогов в речи).

9. Упражнение «Расскажи-ка»: Составь рассказ о любимом цветке по предложенному наглядному плану.

Логопедические домашние задания для детей 5 — 7 лет с ОНР . Альбом 4 / Н . Э . Теремко ва . - М .: Издательство «ГНОМ и Д» , 2007.

Прислала Наташа Добрянская

Конспект итогового бинарного подгруппового занятия в средней группе.

Цель. Закрепление знаний о весенних цветах: тюльпане, нарциссе, одуванчике. Учить различать цветы по цвету и форме. Коррекция сенсорных функция: аналитического восприятия, умения различать по характерным признакам. Развитие речевого дыхания, силы голоса; фонематического слуха, зрительного внимания.

Материал к занятию. Натуральные объекты – цветы; игрушки: бабочка, жук, стрекоза, пчелка; цветные фишки для игр “Назови цветок и подбери по цвету”, разрезанные открытки цветов.

Ход занятия

(Подгруппа детей стоит полукругом).

Логопед. Отгадайте мою загадку:

– Светит, сверкает, всех согревает. Что это? (Солнце)

Как ласково мы называем его? (Солнышко)

Представьте, что солнышко согревает ваше лицо, руки, вам приятно (упражнение на релаксацию).

Подул холодный ветер, вам холодно (напряжение).

Опять засверкало солнышко. Мы рады солнышку. Закрыли глазки и представили, как нас согревает солнышко (расслабление).

(Влетает бабочка-игрушка).

Бабочка. Ах, здравствуйте, ребята! (Дети открывают глаза). Какой большой и красивый букет цветов. А вы знаете названия цветов? Давайте поиграем в игру “Назови цветок и подбери по цвету”.

Бабочка. Молодцы! Вы чудесно знаете цветы. Присяду-ка я на цветочек. (Педагог сажает бабочку на одуванчик).

(Влетает жук). Работа логопеда.

Жук. Здравствуйте, дети! Узнали меня? Да, я жук. Вы знаете, я хотел спеть вам свою песенку, но пока летел, я ее потерял.

Логопед. Дети, давайте поможем жуку найти его песенку в словах.

Игра “Кто внимательный”. ( Дети должны хлопнуть в ладоши, если в слове, названном логопедом, они услышат звук “ж” (песенку жука).

Логопед. Для этого давайте вспомним, как мы произносим звук “ж” (читает стих).

Произносим мы звук “ж”

Губы тянутся уже.

Их слегка лишь округлили

Зубы сблизить не забыли,

Широкий кончик языка,

Вверх мы подняли пока.

Посредине языка

Есть воздушная река:

(Дети вместе с жуком произносят звук “ж” то тихо, то громко).

Жук. Отдохну я, сяду под листик.

1. Физкультминутка “Жук”.

В группу к нам жук влетел (дети грозят пальцем)

Зажужжал и запел: “ж-ж-ж”.

Вот он вправо полетел (указывают рукой направление и показывают взглядом)

Каждый вправо посмотрел.

Вот он влево полетел

Каждый влево посмотрел.

Жук на нос хочет сесть,

Не дадим ему присесть.

Жук наш приземлился,

Зажужжал и закружился

Жук, вот правая ладошка

Посиди немножко.

Жук, вот левая ладошка – посиди немножко.

Жук наверх полетел

И на потолок присел.

Хлопнем дружно

Хлоп-хлоп-хлоп,

Чтобы улететь он смог

Стрекоза. Ой, я летала и жука, и баночку, и пчелку потеряла. Дети помогите мне найти их.

Логопед. Давайте посмотрим на наши цветы, найдем всех насекомых и скажем стрекозе, где находятся жук, бабочка, пчелка.

Стрекоза. Я нашла своих друзей, спасибо вам ребята. Как мне нравится у вас, можно я тоже присяду на цветочек!

(Помещаем стрекозу на цветок).

Логопед (обращается к пчелке). Пчелка, а что ты делаешь в тюльпане?

Пчелка. Я собираю нектар с цветком. Вы знаете: мне нужно найти цветочек, из нектара которого получается очень вкусный и полезный мед.

Логопед. Отгадай загадку:

Золотой и молодой

За неделю стал седой,

А денечка через два

Облысела голова,

Спрячу-ка в карманчик

Бывший… (одуванчик)

Пчелка. Спасибо, ребята. Присяду-ка я на одуванчик, соберу нектар.

Логопед. А вы, ребята, пока пчелка занята, составьте красивые цветы.

Пчелка. Все вы молодцы! За это я вас угощаю конфетами.

Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ"

Конспект открытого логопедического занятия в старшей группе на тему:

«Такие разные цветы»

Интеграция образовательных областей:

«Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество»

Цель: уточнить и расширить знания детей по лексической теме "Цветы"; расширить и активизировать словарь детей по данной теме.

Коррекционно-образовательные цели:

1.Закрепить знания детей о цветах: лесных, полевых, садовых.

2. Познакомить со строением цветка.

2. З акрепить навыки словообразования и словоизменения: совершенствовать навык образования прилагательных от существительных; образования существительных уменьшительно-ласкательного значения; согласование существительных с прилагательными, глаголами, числительными; подбирать прилагательные к существительным;

3.Развивать связную речь; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением;

Коррекционно-развиваюцие цели:

1. Развивать мелкую и общую моторику у детей;

2. Развивать неречевые психические функции (слуховое, зрительное внимание, логическое мышление).

Коррекционно – воспитательные цели:

1.Воспитывать бережное отношение к цветам

2.Воспитывать умение слушать внимательно, развивать познавательный процесс;

3.Воспитывать коммуникативные навыки.

4. Стимулировать формирование интереса к учебной деятельности.

Демонстрационный материал:

1. Сюжетная картинка «Паровозик»

2.Магнитофон

3. Картинки с изображениями полевых, садовых цветов, лесных цветов.

4. Вазы из бумаги;

5. Сюжетная картинка "Цветы в лесу"; Сюжетная картинка "Цветы на поле"; Сюжетная картинка "Цветы в саду".

6. Вырезанные цветы.

Ход занятия:

1.Организационный момент

Логопед :- Весна! Прекрасная погода. И я предлагаю вам вместе со мной отправиться на волшебном паровозе в увлекательное путешествие по весеннему лесу. Представьте, что наш паровоз трудолюбиво вращает колёсами, и вот мы в лесу. Мы гуляем по лесу. И, что мы видим?! Полянки цветов среди полянок снега!

Какие первые весенние цветы появляются в лесу? (Подснежники. ) (вывешиваю картинку)

Какие ещё весенние цветы, которые растут в лесу, вы знаете? (Ландыши, незабудки) (вывешиваю картинки)

Все эти цветы растут в лесу, значит, их, как можно назвать – Лесные

Кто знает, какие цветы первыми расцветают на садовых участках? (Нарциссы, тюльпаны.)

А какие ещё цветы растут на садовых участках? Розы, пионы, астры (вывешиваю картинки)

Все эти цветы растут в саду, значит, их, как можно назвать - Садовые

Прошла весна, а за весной наступило какое время года? (Лето.) И мы совершаем на нашем волшебном паровозе путешествие из весны в лето. Наш паровоз везёт нас быстро, и вот мы на летнем поле.

Какие цветы мы видим на летнем поле? (Ромашки, васильки, колокольчики, маки.) (вывешиваю картинки) Все эти цветы какие? Полевые.

Молодцы, сколько цветов вы знаете!

2.Игра «Назови ласково».

Логопед:-Ребята, из чего же состоит цветок? Давайте назовём его части? А для чего нужен корень? Корешок находится в земле. Он «пьёт» - высасывает из земли воду, дышит воздухом, удерживает растения в почве, чтобы оно не упало - Зачем листочки растению? (Дышать, поглощать свет).

А давайте ласково назовём части цветка? Лепесток-Лепесточки, Бутон-бутончик, Стебель-стебелёк, Листок-листочек, Корень-корешок, Цветок-цветочек

4. Физкультминутка

На клумбе под окошком Дети сидят на корточках лицом в круг,

Поднялись цветочки, медленно встают .

К солнцу потянулись, Тянутся на носочках, руки вверх

Солнцу улыбнулись, Руки широко в стороны.

К солнышку листочки Ладошки развернуть вверх ,

Повернут цветочки.

Развернут бутоны, Руки соединить над головой .

В солнышке утонут. Медленно развести руки в стороны .

5.Игра «Какие цветы?»

Цветы очень любят, когда их хвалят, говорят красивые, приятные слова.

Давайте скажем им эти слова. (Красивые, нежные, трепетные, свежие, яркие, пестрые, ароматные, молодые, весенние, садовые, полевые, крупные, маленькие).

6. Игра «Образуй слово»

Логопед: во время нашего путешествия мы с вами собрали букеты из цветов

Букет из ромашек как называется такой букет? (ромашковый) .

Букет из одуванчиков - одуванчиковый.

Букет из васильков - васильковый

Букет из фиалок – фиалковый

Букет из колокольчиков – колокольчиковый

7. Составь рассказ о цветах по схеме

Дети составляют рассказ-описание о цветах, ответив на вопросы:

План:

Назвать цветок.

Где растет? (В лесу, в поле, на клумбе.)

Рассказать какой он.

Какие у него лепестки, стебель и листики.

Какой букет?

Логопед озвучивает:

Это ромашка. Она растет в поле. У ромашки тонкий стебелек, разные листочки, белые длинные лепестки с желтой серединкой. В поле можно собрать ромашковый букет.

Это лютик. Он красивый, золотистый. У него желтые лепестки, резные листочки и тонкий стебелек.

8. Подведение итогов занятия.

Логопед: Кто помнит стихотворение «Если я сорву цветок». Кто хочет его рассказать? (Желающий ребенок рассказывает стихотворение).

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты.

И не будет красоты,

И не будет доброты,

Если только я и ты,

Если мы сорвем цветы.

(Т.Собакин)

Логопед: Представьте, все цветы исчезнут, что произойдет? (Ответы детей) Нельзя рвать цветы. Цветами нужно любоваться. А как? (Смотреть на них, вдыхать их запах)

Логопед: Где мы с вами побывали? С чем знакомились на занятии? Какие цветы запомнили? Что вам больше всего запомнилось?

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий у детей в подготовительной к школе группе по лексической теме:

«Садовые и полевые цветы»

Подготовила и провела учитель -логопед 1 кв. кат.

ГБОУ школы №760 имени А. П. Маресьева

с/п детский сад №997 Павлова Татьяна Игоревна

Москва, 2017 г.

Цель : развитие лексико-грамматической стороны речи.

Задачи :

- Образовательные: уточнить представления о цветах, их частях; научить различать полевые и садовые цветы; формировать у детей бережное обращение с цветами; познакомить с особенностями выращивания цветов и ухода за ними.

- Коррекционно-развивающие: обогащать, уточнять и активизировать словарь детей; формировать грамматически правильный строй речи (упражнять в согласовании существительных с числительными и прилагательными, правильно пользоваться глаголами и предлогами), закреплять навыки слогового анализа и синтеза, совершенствовать навык звукового анализа и синтеза, развивать у детей умения отвечать на вопросы полными ответами, аргументировать свой выбор; развивать мелкую и общую моторику; развивать зрительное и слуховое внимание, мышление; развивать речевое дыхание.

-Воспитательные: воспитать бережное отношение к природе и любовь к её красоте, уважение к труду взрослых. Стимулировать формирование интереса к учебной деятельности.

Оборудование: Предметные картинки для доски по теме «Цветы» (садовые: роза(5 шт.), пион, астра, нарцисс, флокс, гладиолус, лилия, тюльпан; и полевые: ромашка(5 шт.), одуванчик(5 шт.), василёк(5 шт.), мак (5 шт.), колокольчик, вьюн, клевер), корзинка для картинок с цветами и листочков с загадками, четыре картинки с вазами со схематическим изображением количества слогов, раскрашенные схемы слов: садовые, полевые, садовник.

Раздаточный материал: картинки с садовыми цветами: лилия, роза, флокс, пион, нарцисс, астра, гладиолус, тюльпан (по 1 на каждого ребёнка, т.е. если детей больше, чем указанных здесь цветов, то продублировать нужное количество)

1. Организационный момент, сообщение темы занятия:

У логопеда в руках корзинка с листочками с загадками, достаёт по одному листочку, читает загадку, дети отгадывают, и логопед показывает картинку с цветком-отгадкой. (Можно ещё попросить детей, чтоб они объяснили, почему именно так решили)

*Постучалось к нам в окошко

Лето красное с лукошком.

Что в нем спряталось, ребятки?

Ладно, подскажу, - загадки! (Догадался кто? Дети:- Загадки!)

Загадки слушайте внимательно, дослушивайте до конца:

Шёл я лугом по тропинке, видел солнце на травинке.

Но совсем не горячи солнца белого лучи.

На зеленой хрупкой ножке вырос шарик у дорожки.

Ветерочек прошуршал и развеял этот шар.

Одуванчик!

Правильно! (логопед показывает картинку с цветком-отгадкой и читает следующую загадку)

Колосится в поле рожь, там во ржи цветок найдешь.

Ярко-синий и пушистый, только жаль, что не душистый.

Правильно! (логопед показывает картинку с цветком-отгадкой и читает следующую загадку)

Эх, звоночки, синий цвет, с язычком, а звона нет.

Колокольчик!

Правильно! (логопед показывает картинку с цветком-отгадкой и читает следующую загадку)

Солнце жжёт мою макушку, хочет сделать погремушку.

Правильно! (логопед показывает картинку с цветком-отгадкой и читает следующую загадку)

Про какие цветы были загадки?

Мак, колокольчик, василёк, одуванчик и ромашку. Это полевые цветы. Они растут сами по себе и ни какого ухода не требуют.

А какие ещё цветы вы знаете?

Роза, пион, флоксы, астры, тюльпаны, гладиолусы, лилии, нарциссы. Это садовые. Они требуют много ухода, и без помощи человека расти не смогут.

Какие же вы молодцы, всё правильно запомнили!

Сегодня на занятии мы будем играть и с садовыми и с полевыми цветами.

2. Основная часть:

Логопед помещает на доску картинки с цветами и все дети вместе считают.

Одна ромашка, две ромашки, три ромашки, четыре ромашки, пять ромашек.

Один мак, два мака, три мака, четыре мака, пять маков.

Один одуванчик, два одуванчика, три одуванчика, четыре одуванчика, пять одуванчиков.

Один василёк, два василька, три василька, четыре василька, пять васильков.

Одна роза, две розы, три розы, четыре розы, пять роз.

Получилось много красивых букетов, давайте посчитаем, сколько букетов на доске?

Один букет, два букета, три букета, четыре букета, пять букетов.

Кто самый внимательный? Ни чего интересного не заметили? Может есть лишний букет?

Лишний букет роз! Розы- садовые цветы, а все остальные - полевые.

Какие же вы внимательные! Молодцы!

Розы, как и большинство садовых цветов очень приятно пахнут. А полевые цветы почти не пахнут, или имеют чуть уловимый запах.

Давайте представим, как будто мы нюхаем настоящий букет роз!

Упражнение для развития речевого дыхания «Приятный запах»

Дети должны сделать глубокий длительный вдох носом, не поднимая плеч. На выдохе произнести фразу: «Хорошо пахнет» или «Очень приятный запах».

Для того, чтобы дети сделали глубокий диафрагмальный вдох, взрослый сначала сам показывает, как надо понюхать цветы, а затем, просит детей положить обе ручки на живот и проконтролировать, таким образом, свое дыхание.

Ребята, а долго ли нас будет радовать букет своей красотой и приятным запахом?

Что надо сделать, чтоб букет дольше простоял красивым?

Букеты надо поставить в вазы с водой, или они быстро завянут.

Предлагаю поставить букеты в вазы. Но у нас будут необычные вазы! Давайте соберём букеты

из разных цветов! В первую вазу поставим цветы, в которых один слог, во вторую - из двух

слогов, в третью - из трёх, а в четвертой - из четырех.

Логопед помещает на доску картинки с изображением ваз со схематическим изображением количества слогов, а ранее размещённые на доске картинки цветов снимает.

Логопед показывает картинку:

Это мак. В слове мак один слог, его поставим в вазу с одним кружочком.

Логопед помещает картинку с маком к вазе с одним кружочком и далее помещает цветы к нужной вазе с каждым ответом детей.

Логопед показывает следующую картинку:

Это роза. В слове роза два слога, её поставим в вазу с двумя кружочками.

Это тюльпан. В слове тюльпан два слога, его поставим в вазу с двумя кружочками.

Это лилия. В этом слове три слога, её поставим в вазу с тремя кружочками.

Одуванчик. В этом слове четыре слога, его поставим в вазу, на которой четыре кружочка.

Пион. В слове пион два слога, его поставим в вазу с двумя кружочками.

Вьюн. В этом слове два слога, его поставим в вазу с двумя кружочками.

Колокольчик. В этом слове четыре слога, его поставим в вазу, на которой четыре кружочка.

Василёк. В этом слове три слога, его поставим в вазу с тремя кружочками.

Флокс. В слове флокс один слог, его поставим в вазу с одним кружочком.

Нарцисс. В этом слове два слога, его поставим в вазу с двумя кружочками.

Клевер. В этом слове два слога, его поставим в вазу с двумя кружочками.

Гладиолус. В этом слове четыре слога, его поставим в вазу, на которой четыре кружочка.

Астра. В этом слове два слога, её поставим в вазу с двумя кружочками.

Ромашка. В этом слове три слога, её поставим в вазу с тремя кружочками.

Какие же красивые яркие букеты получились! Какие ещё слова можно сказать о них?

Садовые, полевые, яркие, пестрые, ароматные, летние, свежие, большие, шикарные, нарядные, нежные, праздничные.

Какие вы молодцы! Замечательные слова подобрали к букетам!

Только про эти букеты нельзя сказать садовые они или полевые, они получились смешанные.

Давайте отделим садовые от полевых.

Как вы думаете, какой цветок лишний в первой вазе? (мак, флокс, вьюн) Почему?

В первой вазе флокс - это садовый цветок, а мак и вьюн - полевые. Значит флокс лишний.

Во второй вазе? (роза, пион, нарцисс, астра, тюльпан, клевер)

Во второй вазе лишний клевер. Он полевой, а остальные садовые.

В третьей? (ромашка, василёк, лилия)

В третьей вазе ромашка и василёк - полевые, а лилия - садовая, значит она лишняя.

А в четвертой? (гладиолус, колокольчик, одуванчик)

В четвёртой вазе лишний гладиолус, он садовый, а остальные - полевые.

Какие же вы сообразительные! Правильно отделили полевые цветы от садовых!

Ребята, а как вы думаете, долго ли будут нас радовать цветы в вазе?

Нет… Они всё равно скоро завянут.

Да, ребятки, к сожалению, цветы не смогут долго простоять даже в вазе с водой, а долго они могут нас радовать на клумбе или в поле. Может кто-то догадался, почему так происходит?

Потому что цветочки без корешка расти не могут. Корешками цветы пьют воду и

питаются питательными веществами из земли, а без корешков цветочки гибнут.

Поэтому цветами лучше любоваться на клумбе или в поле, и без надобности не срывать.

А вы знаете, какие ещё части есть у цветка?

Корень, стебель, листья, лепестки, тычинки, бутон.

Давайте вместе покажем ручками части цветочков:

*Пальчиковая гимнастика (Логопед говорит и делает вместе с детьми)

стебель и

На стебельке

листочки,

А в бутоне есть

тычинки и

много лепесточков.

Показать ладонью одной руки «корень» (будто в руке держим яблоко, пальцами вниз)

Подставляем локоть другой руки к руке имитирующей корень (рука направлена вверх от локтя под углом 90 градусов)

Кисть руки, имитирующей стебель, имитирует бутон сомкнутыми округлёнными пальцами

К руке изображающей стебель, ладошкой другой руки приставляем «Листочки»

Акцент на «бутон»

Соединить ладони вместе пальцами вверх, растопырив пальцы

Открытыми ладонями показать «лепесточки»

Отличные знания о цветах! Здорово всё показали! Молодцы!

Как вы уже сказали, цветы, растущие на клумбе будут радовать нас долго, так давайте посадим их. По одному выходите и сажайте цветок.

*Спрятались цветочки в маленьком лукошке

Надо посадить их в клумбе под окошком!

Логопед держит в руках корзину с картинками садовых цветов (или ставит на столе) и предлагает детям подходить по одному, брать картинку из корзины и помещать на доску, комментируя свои действия. Ранее размещённые на доске картинки надо убрать.

Я посадил на клумбу розу.

Я посадил на клумбу пион.

Я посадил на клумбу нарцисс.

Я посадил на клумбу лилию.

Я посадил на клумбу флокс.

Я посадил на клумбу тюльпан.

Я посадил на клумбу астру.

Я посадил на клумбу гладиолус.

Какая же красивая клумба у вас получилась! Цветы на клумбе радуют не только людей, но и насекомых. Они собирают с цветов пыльцу, нектар.

А как вы думаете, надо ли что- то ещё сделать, чтоб цветы росли и всех радовали?

Цветы надо полить.

Упражнение для развитие общей моторики

Логопед говорит и делает вместе с детьми:

Я цветок, ты - лейка

Ты меня полей ка!

Показывают руками на себя, потом в сторону

Правую руку ставят на пояс, левую отводят в сторону, немного вверх и наклоняют корпус в сторону поднятой руки, имитируя лейку, поливающую цветы.

При повторе упражнения меняют руки

Молодцы! Посадили цветы, полили, а знаете, какие это цветы? Как их назвать одним словом?

Логопед помещает на доску заранее подготовленные схемы слов:

(Полоска- слово, разделённое на квадраты раскрашенные красным(гласные), синим(твёрдые согласные) и зеленым(мягкие согласные))

схема для слова «полевые»

Вы умело различаете садовые и полевые цветы, молодцы! Получится ли у вас так же умело различить эти слова в схемах?

Первая схема подходит к слову «садовые», а вторая- «полевые». В них одинаковое количество гласных и согласных, только в слове «садовые» все согласные твёрдые, а в слове «полевые» согласная, которая третья в слове, мягкая.

Молодцы, верно догадались!

А знаете ли вы, кто ухаживает за садовыми цветами?

Садовод, садовник.