Открытое занятие по экологии вода-волшебница. Тема: "Волшебница - вода" план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему Конспект открытого занятия волшебная вода

  • Продолжать знакомить детей со свойствами воды: прозрачность, не имеет запаха, вкуса, вода растворитель.
  • Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека;
  • Уточнить представления детей о том, что вода важна для всех живых существ;
  • Развивать навыки проведения лабораторных опытов;
  • Активизировать и обобщать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия;
  • Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, а так же отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту
  • Учить правильно, вырезать силуэт, передавая плавные изгибы формы, дополнять аппликативное изображение графическим (дорисовывать чешуйки, глаза)
  • Воспитывать усидчивость, аккуратность.

Предварительная работа:

  1. Проведение мини-беседы «Если б не было воды»
  2. Рассматривание глобуса, карты мира
  3. Заучивание стихотворений о реке, море, отгадывание загадок о воде

Оборудование и материал: Иллюстрации на тему «Вода» , плакаты. Капельки воды, изготовленные из бумаги, аудиозапись, колбы, вода, молоко, сахар, мелкие игрушки, стакан с питьевой водой, фломастеры, клей, цветная бумага, кисточки, салфетки, подставки, заготовка панно «Речка» .

Ход занятия:

В: Ребята, для того чтобы узнать о чем сегодня пойдёт речь, отгадайте загадку:

Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего, не может мама,

Ни готовить, ни стирать?
Без чего мы, скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды-
Жить нельзя нам без… (воды)

Итак, поговорим мы о воде. Мы вспомним, что знаем. Узнаем новое, будем рассуждать, играть.

I Игровой практикум: «Мама тучка»

В: Давайте представим, что я – мама Тучка, а вы – мои детки. Делайте всё, что я скажу.

Капельки, вам пора отправиться в путь (звучит аудиозапись со звуками дождя) . Полетели капельки на землю. Попрыгали, попрыгали (дети прыгают) . Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (дети составляют ручейки, взявшись за руки) .

Встретились ручейки и стали большой рекой (ручейки соединяются в одну цепочку) .

Плывут капельки к большой реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой океан (перестраиваются в большой хоровод и двигаются по кругу) .

Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами солнышка, и вернулись к маме Тучке (разбегаются и рассаживаются на стульчиках) .

В: Где встречается капелька воды?

Д: В капельке дождя, ручейке, реке, океане…

В: А кто это к нам пришел? Ты кто?

Девочка: Я капелька

В: Как зовут тебя?

Дев: Меня зовут Капитошка.

В: А зачем ты к нам пришла?

Дев: Я пришла в гости к своим сестричкам-капелькам, которые живут у вас в группе.

В: У нас в группе? Ребята, а вы знаете, где живут сестрички-капельки? Тогда давайте покажем Капитошке, что они делают эти сестрички у нас в группе и какую пользу приносят.

II Дети идут по группе и делают остановки.

I-уголок природы - возле растений.

Д: цветы надо поливать, они живые. Без воды засохнут, завянут – им нужна вода.

В: Правильно ребята. (приклеивают капельку)

II-аквариум - приклеивают капельку.

III-мойка в подсобном помещении

Д: Помощнику воспитателя надо вода и много, чтобы мыть посуду, полы, вытирать пыль, убираться в группе. (приклеивают капельку)

IV –игровой уголок.

В: А здесь где вода нужна? Зачем?

Д: Чтобы мыть игрушки грязные, стирать кукольную одежду. (приклеивают капельку)

V-туалетная комната

Д: Здесь, чтобы мы могли мыть руки, лицо, выполнять гигиенические требования (приклеивают капельку)

VI – У стола, где стоит кувшин с водой. (приклеивают капельку)

В: Ну вот Капитошка, сколько в нашей группе живёт сестричек-капелек, которые приносят нам большую пользу. Вода из большой речке течет по специальным трубам и попадает к нам в детский садик и в ваши дома – эти трубы называются водопроводными. Как называются эти трубы?

Повтори… Повтори…

Для того чтобы мы с вами могли пить чистую воду, умываться и мыть руки, нужно беречь воду – не тратить её зря. Если вы помыли руки или лицо, не забывайте закрывать кран.

Что же такое вода, какими свойствами она обладает – все это выяснить, мы попробуем в нашей лаборатории

III Основная. Исследование «Волшебная вода»

В: Прежде, чем приступить к исследованиям, давайте вспомним правила поведения в лаборатории:

Д: Не шуметь – этим мы мешаем другим. Аккуратно обращаться с посудой.

В: Помните, что стекло может биться и им легко порезаться.

Д: Слушать воспитателя

Внимательно следить за результатом опыта.

Закончив наблюдение, сделать вывод.

В: Молодцы! Все правила вы помните. Ну, что приступим (дети проходят к рабочим местам. На столах колбы, вода, молоко, сахар, мелкие игрушки, стакан с питьевой водой)

Исследования

В: Перед вами две ёмкости с водой. Как вы думаете, вода в них одинаковая?

Д:Нет. Одна чистая, другая – грязная.

В: А как вы думаете очистить грязну воду можно? Посмотрите – я для этого возьму воронку, вложу в неё листок специальной бумаги и начну пропускать грязную воду через эту воронку. Что у нас получается?

Д: Вода становится чистой.

В: А что стало с нашей бумагой?

Д: Гряная стала

В: Ребята, как вы думаете, в какой воде смогут жить рыбки?

Д: В чистой

В: Да, только в чистой воде могут жить рыбки и лягушки.

Этот опыт провела я. А сейчас вы будете проводить свои опыты.

1 стол – прозрачность воды. Опустить в стакан с молоком мелкую игрушку видна она или нет. Затем в стакан с водой.

Вывод – Вода прозрачна.

2 стол - есть ли вкус у воды? Пахнет ли вода?

Вывод – не имеет запаха и без вкуса.

3 стол - опустить кусочек сахара в воду. Растаял, растворился.

В: Где в жизни мы можем наблюдать это?

Д: За завтраком, когда кладем сахар в чай.

В: Каким становится он?

Д: Сладкий

В: Итог эксперимента – вода – одно из самых удивительных веществ. Она обладает многими свойствами:

  • прозрачность
  • нет запаха
  • без вкуса
  • растворитель.

Молодцы! Хорошо по работали. А сейчас не много отдохнём.

ФИЗКУЛЬТУРНАЯ МИНУТКА.

Пальчиковая игра «Дождик»

Дождик капнул на ладошку - правой рукой касаемся левой
На цветы – круговые движения правой рукой
И на дорожку – обе руки перед собой
Льётся, льется –ой-ой-ой! – покачивание головы
Побежали мы домой – бег на месте.

IV Творческая работа

В: Ребята, мы с вами говорили, что только в чистой речке могут жить рыбки. У меня есть маленькая речка с чистой водой, но в ней нет рыбок. Давайте их запустим. Для этого у вас на столах есть картон, трафареты и карандаши.

Обведите рыбок, дорисуйте детали и опустите из в речку (приклеить) .

Старайтесь всё выполнить аккуратно, тогда и рыбки получатся красивыми.

Самостоятельная работа детей. Играет тихая спокойная музыка (звуки воды)

В: Молодцы дети! Какая веселая чистая речка у нас получилась и рыбки в ней все разные, красивые. Такое могли сделать только добрые дети с доброй улыбкой. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте друг другу добра. Р:

Вы, слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в речке, в океане,
И в водопроводном кране.

На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Мы её не замечаем,
Мы привыкли, что вода-
Наша спутница всегда!

Капитошка:

Без меня вам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без меня вам не прожить!

Вы меня в пруду найдёте,
И в сыром лесном болоте,
Путешествует всегда,
Наша спутница – вода!

В: Молодцы ребята! Видишь Капитошка дети показали хорошие знания о твоих сестричках-капельках.

Капитошка: Спасибо, ребята! На память о себе я дарю вам волшебную капельку, которая будет поить вас живительной силой. Только вы не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении (вешает каждому капельку) .

На этом наше занятие закончено.

Конспект познавательно-игрового занятия " Волшебница вода" для детей старшей группы



Описание: данный материал будет интересен и полезен воспитателям, учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования, работающими с детьми дошкольного и младшего школьного возраста
Образовательная область: познание
Цель: расширение и уточнение представлений детей о природном явлении - вода
Задачи: 1)образовательные
*дать представление детям о природном явлении-круговорот воды в природе
*способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, состоянии и местонахождении воды в природе
*продолжать учить технике безопасности при проведении опытов
2)развивающие
*развивать умение обобщать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные зависимости в процессе экспериментальной деятельности
*развивать у детей память, внимание, умение соотносить в играх движения со словами
*развивать воображение и логическое мышление, умение входить в образ состояния воды(лед, пар)
3)воспитательные
*воспитывать интерес к познанию природы, желание любоваться красивыми явлениями природы и отражать впечатления в изо деятельности
Предварительная работа:
*беседа «Вода вокруг нас»
*проведение отдельных опытов по исследованию свойств воды
*рассматривание фото альбома «Кругом вода»
*работа с панно «Вода в природных явлениях»
*игра-превращение «Росинка»
Методы и приемы: игровой, наглядный,экспериментирование и описание, рассказ воспитателя, вопросы к детям
Материал и оборудование: презентация «Волшебница-вода»; образ капельки(из картона);панно «Путешествие капельки»; карточки: с загадками о воде, стихотворение «Вы слыхали о воде?» , сказкой « Путешествие капельки», игры « Лед, вода, пар»; для опытов: таз с водой, ванночка со льдом(по количеству детей), термос с кипятком, зеркало; листы белой бумаги, цветные карандаши, краски, мелки, фломастеры (по количеству детей)

Ход занятия:

Дети входят в зал, приветствуют гостей.
Воспитатель: Настало утро. Я улыбнулась вам, вы улыбнулись мне, улыбнитесь друг другу и гостям. Как хорошо, что мы сегодня вместе. Мы добры и приветливы, терпеливы и ласковы. Мы здоровы. Вздохните глубоко и со вздохом забудьте вчерашние обиды, ссоры и беспокойство. Выдохните из себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей, чистоту рек и любовь к ближнему.
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадки:
*В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает,
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.

*Она и в озере, она и в лужице,
она снежинкою над нами кружится,
она и в чайнике у нас кипит
она и в реченьке бежит. (вода)
Дети: вода
Воспитатель: Правильно и сегодня мы поговорим о воде. Давайте вспомним из наших опытов какими свойствами обладает вода. Я вам даю капельку, а вы будете передавать ее друг другу и называть свойство воды(прозрачная, без запаха, без вкуса, без цвета, не имеет формы, жидкая)
Воспитатель: А теперь я вас приглашаю в наш видео зал совершить увлекательное путешествие в мир воды в природе (показ презентации
« Волшебница вода» в сопровождении стихотворения « Вы слыхали о воде?»)
Игра « Где живет вода» с мячом
Воспитатель: Поиграем в игру « Где живет вода», я вам бросаю мяч, а вы должны мне сказать где есть вода в природе.
Молодцы, отлично все справились!
Воспитатель: Ребята, когда мы с вами проводили опыты понравилось вам быть учеными? Тогда я вам предлагаю снова посетить наш научно-исследовательский институт «Почемучки» и провести новые опыты по исследованию воды, ее свойств. Ведь только о ней мы сегодня и говорим. Давайте вспомним правила поведения в лаборатории:
быть аккуратными
не спешить
внимательно слушать
не толкаться
Опыт №1 : Способность воды отражать предметы
Воспитатель: Приглашаю вас подойти к моему столу. Скажите, что на нем стоит?(таз с водой)
- Давайте по очереди заглянем в него. Что вы там увидели?(свое отражение)
- А где еще можно увидеть свое отражение(в зеркале, в речке)
- Значит вода может отражать предметы, как зеркало. Давайте подуем на воду и заглянем в нее. Увидели ли вы теперь свое отражение(очень плохо, оно размыто)
Вывод: когда вода спокойная, она может отражать предметы, как зеркало, а когда не спокойна, то отражение воды нечеткое и размытое.
Опыт №2: Давайте подойдем к следующему столу. Что лежит в ванночках? (лед)
Возьмите в руки по льдинке, что происходит со льдом? (тает)
Вывод: лед-это тоже вода, лед-это твердое состояние воды.
Опыт №3 : проводит воспитатель(на столе термос с кипятком и зеркало)
Дети находятся на 0,5 м от стола.
Воспитатель: возьмем термос с горячей водой, откроем его и посмотрим, что происходит(из горлышка выходит пар), чтобы лучше было видно поставим зеркальце.
Мы видим, что паринки, когда их становится много, опять превращаются в воду. Вывод: пар-это тоже вода. Такое состояние воды называется парообразным.
Игра «Лед-пар-вода»
Воспитатель: давайте поиграем, я буду рассказывать о состоянии воды, а вы должны назвать его и показать.
Лед растает, и тогда будет из него......(вода)- дети «плавают»
Если сильный-сильный жар, из водички будет.....(пар)-дети изображают
пар движением рук, поднимают руки вверх и вращают кистями, произносят(ф-ф-ф)
- Если пар вдруг охладится, превратится пар в ….(водицу)- дети «плавают»
- Если холод вдруг придет из водицы будет....(лед) -дети сжимают кулачки, прижимают руки к груди, съеживаются.
Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать? А как вы думаете вода путешествует? Я вам сейчас расскажу сказку про капельку и какое путешествие она совершает в природе.
Рассказ воспитателя с использованием панно « Путешествие капельки»
-Одна веселая капелька жила с подружками в море. Но вот однажды выглянуло
жаркое солнышко и стало своими лучами нагревать воду. От такой жары капелька воды с подружками стала превращаться в пар и подниматься все выше и выше. Капелек собралось много и они протянули друг к другу руки, превращаясь в легкое облачко. Вдруг прилетел ветер - озорник и подул на облачко. Оно соединилось с другими облачками, и превратились они в большую тучу. Эта туча закрыло солнышко, стало прохладно и капли пара стали остывать. И когда они остыли, снова превратились в капельки воды. Из тучки пошел сильный дождик, наша знакомая капелька снова попала в свой дом-море.
Вот какое сказочное путешествие совершила наша капелька. Оно называется круговорот воды(движение по кругу) повторите, как называется путешествие?
(ответы детей)
Воспитатель: Ребята, о чем мы сегодня говорили? Какие моменты вам понравились и запомнились? Почему? Предлагаю вам пройти в творческую мастерскую и нарисовать, то что вам запомнилось и понравилось. Вы можете выбрать средства для рисования по желанию.
Под тихую музыку воды дети рисуют.

Любовь Анисимова
Конспект занятия «Волшебница вода»

Цель : закрепить знания воспитанников о основных свойствах воды.

Программные задачи :

Обучающие : уточнить знания детей о свойствах воды, о назначении воды в нашей жизни. Активизировать и обогащать словарь; стимулировать самостоятельное формулирование выводов.

Развивающие : развивать познавательную активность в процессе эсперементирования, способность анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Воспитательные : воспитывать бережное отношение к воде, умение работать в группе.

Оборудование : карточки в виде капелек воды с загадками, ведёрко, костюм волшебницы воды , аудиозапись «Шум воды» , стакан с молоком, чайная ложка, соломинки для коктейля, резиновая перчатка, коробочка с соком, голубая гуашь, зубные щётки, презентация «Волшебница Вода » , листы белой бумаги, обручи по количеству детей.

Методы и приемы : сюрпризный момент, игра, загадки, худ. слово, вопросы поискового характера, беседа, практическое экспериментирование, рисование, анализ, физкультминутка, поощрение.

Словарная работа : фильтр, состояние, свойства.

Предварительная работа : беседы о воде, экспериментирование с целью выявление свойств воды, чтение худ. Литературы, наблюдения за водой в разных состояниях.

Воспитатель : Ребята, сегодня мы свами будем говорить о волшебной воде . Почему волшебной ? Да потому, что вода бывает очень разной и может превращаться из одного состояния в другое, может менять свой цвет. Она может быстро – быстро бежать в ручейке, плескаться в море, становиться холодными льдинками или горячим паром. Вот какая она разная!

(Звучит шум воды, появляется Волшебница вода )

Воспитатель : Слышите? Это идет к нам в гости сама волшебница вода .

Волшебница Вода : Вы обо мне? А вот и я!

Узнали вы меня, друзья?

Здравствуйте, ребята.

Я – волшебница вода .

Я на свете всех важней.

Я прелестней всех на свете.

Я на свете всех нужней.

Ну, наконец – то, я добралась к вам… Боялась, что не успею, столько работы у меня каждый день. Вы рады меня видеть?

Дети : Да.

Волшебница вода : Я пришла к вам в гости не с пустыми руками. У меня есть волшебное ведерко , в нём капельки с загадками. Отгадав загадки, вы узнаете, где можно встретиться с капелькой воды в разное время года. (по очереди достает из ведерка капельки с загадками)

Что за звёздочки сквозные

На пальто и на платке,

Все сквозные – вырезные,

А возьмёшь - вода в руке ? (Снежинки) Слайд 2.

Растёт она вниз головою,

Не летом растёт, а зимою.

Чуть солнце её припечёт –

Заплачет она и умрёт. (Сосулька) Слайд 3.

Молоко над речкой плыло –

Ничего не видно было.

Растворилось молоко –

Стало видно далеко. (Туман) Слайд 4.

Капли влаги на листочках –

На траве и на листочках.

Это что за чудеса?

По утрам блестит … (Роса) Слайд 5.

Что за чудо покрывало?

Ночью всё вдруг белым стало.

Не видать дорог и рек –

Их укрыл пушистый… (Снег) Слайд 6.

Прозрачный как стекло,

А не вставишь в окно. (Лед) Слайд 7.

Пушистая вата плывёт куда – то,

Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Облако) Слайд 8.

Течёт, течёт – не вытечет,

Бежит, бежит – не выбежит. (Речка) Слайд 9.

Волшебница вода : Ой, какие молодцы! Отгадали все загадки. Дети, теперь вы сами убедились, что капелька воды может превращаться в капельку тумана или росы, в град или иголочку инея, в морозный узор на окне или прозрачную сосульку.

Воспитатель : Воду можно встретить во многих местах : в виде пара, (Слайд 11) в туче, (Слайд 12) озере, (Слайд 13) море (Слайд 14) ручье (Слайд 15) океане.

(Слайд 16) Даже организм человека на 70% состоит из воды. (Слайд 17) Воду мы можем встретить в трех состояниях : газообразном, твердом и жидком. (Слайд 18)

Вода – одно из самых удивительных вещей на планете. Ребята, мы уже знаем много о воде, знакомились с некоторыми её свойствами, наблюдали, проводили опыты. А сейчас покажем нашей гостье – волшебнице воде , что мы о ней знаем. (Слайд 19)

Первое свойство воды – вода не имеет запаха . (Дети нюхают воду в стаканчике.) Чем она пахнет? Вода совсем не пахнет . А теперь понюхайте одеколон. Он имеет запах.

Значит, вода не имеет запаха .

Второе свойство воды – вода не имеет цвета , она прозрачная. Посмотрите на стакан с водой, какого вода цвета . А теперь скажите, вот стакан с молоком, какого молоко цвета. Молоко белое, а вода прозрачная .

Третье свойство воды - вода не имеет вкуса . Попробуйте через соломинку воду. Если у неё вкус? Когда человек хочет сильно пить, то с удовольствием пьёт воду и, говорит : «Какая вкусная вода Хотя, на самом деле, её вкуса не чувствует. А теперь попробуйте сок. Какой у него вкус. Верно, сок яблочный. А вода не имеет вкуса .

Четвертое свойство воды – вода не имеет формы , она принимает форму того предмета, в который её помещают. Вот я наливаю воду в широкую баночку, вода приняла форму банки , теперь я налью в узкий сосуд, вода приняла форму сосуда, а теперь я налью воду в перчатку, вода приняла форму перчатки. Значит, вода не имеет своей формы.

Вот с такими свойствами воды мы с вами знакомы, существует ещё много свойств воды, но вы сними познакомитесь немного позже на уроках физики в школе. А теперь давайте немного разомнёмся. Поиграем в игру «Капельки и тучки» .

Физкультминутка

На полу разложены обручи (на дин меньше, чем детей) . Это тучки. Все дети – это капельки. Пока звучит музыка, «капельки» свободно перемещаются по залу. Как только музыка остановилась, каждая «капелька» должна занять любую тучку . «Капелька» , которой не хватило «тучки» - испарилась.

Волшебница вода : А теперь я хочу поиграть с вами в игру «Скажи наоборот» . Я начну, а вы продолжайте, но не забудьте, как называется игра – скажи наоборот.

Из одного крана течёт горячая вода , а из другого…

Река глубокая, а ручеёк…

Река может бежать быстро, а может и …

В океане волны большие, а в реке…

В ручейке вода бежит , а в пруду…

Из чайника мы пьём чистую воду, а в луже вода…

Воспитатель : Ребята, как вы думаете, много ли на земле воды?

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает…

Ледником в горах зовётся,

Лентой серебристой вьётся.

Средь высоких, стройных елей

Рушится потоком иней…

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае,

Мы её не замечаем,

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!

1-й ребенок : Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить :

Без воды нам не прожить!

Путешествует всегда

Наша спутница вода !

Воспитатель : Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба.

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды –

Жить нельзя нам без воды!

2-й ребенок : Вода – это радость земли !

Вода – это счастье земли !

Вода – это чудо земли !

Воду ты всегда береги.

(Слайд 20)

Воспитатель : Ребята, вода бывает соленая и пресная. Соленая вода где ? (В морях, океанах) . А пресная вода - это та вода , которую мы пьём после очистки. Посмотрите, на нашей земле 97% соленой воды и всего лишь 3% пресной, много пресной воды? Верно, нет. Поэтому, нужно беречь воду. (Слайд 21) Ведь без воды мы не сможем ни умыться, ни попить, ни приготовить пищу. Растения без воды засохнут, животные погибнут. Да, без воды все живое на земле погибнет. Вода – это жизнь и воду надо беречь, правильно и разумно расходовать. Человек без пищи может прожить три месяца, а без воды – всего три дня.

- Вода – это , что всем жизнь нам даёт,

Что силы и бодрости нам придаёт.

Кристально чиста или очень грязна

В любом состоянье полезна она.

Где водится грязь, там лягушки живут

Для них лишь в болоте покой и уют.

Для нас же вода должна чистою быть

Чтоб мы не боялись и мыться, и пить.

(Слайд 22)

Волшебница вода : Человек, запомни навсегда :

Символ жизни на земле - вода .

Экономь её и береги!

Мы ведь на планете не одни!

Мне пора, у меня много работы. До свидания! До новых встреч!

(Слайд 23)

Воспитатель : Ребята, чтобы нам ещё долго помнить свою гостью, давайте с вами нарисуем воду. Обычно воду мы привыкли изображать голубым цветом. Рисовать мы будем не кисточками, а зубными щётками.

Я рисую воду, голубые дали.

Вы такой воды просто не видали!

У меня такая краска голубая, что вода любая , просто как живая!

Дети, вода – это бесценный дар ! Чистую воду надо беречь и разумно использовать, не тратить зря! Пусть на земле всегда будет чистая вода .

Программное содержание:

1. Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что такой привычный объект, как вода таит в себе много неизвестного;

2. Через опыты – эксперименты закрепить, что вода не имеет формы, запаха, находится в разнообразных состояниях;

3. Воспитывать бережное отношение к природе.

Материалы и оборудование: стаканчик с водой, стаканчик с молоком, чайная ложечка, речной песок, сахарный песок, акварельные краски, соль, духи.

Предварительная работа: беседа о дожде, лужах, снеге. Рисование портрета природы. Рассматривание иллюстраций.

Ход занятия:

Дети, все сели красиво, спинки прямые, руки на коленях. Послушайте стихотворение и скажите сколько дождей я прочитаю.

«Сколько знаю я дождей

Сосчитайте поскорей:

Дождик с ветром,

Дождь грибной,

Дождик с радугой – дугой

Дождик с солнцем

Дождик с градом,

Дождик с рыжим листопадом»

Ребята, сколько я прочитала дождей? (6)

А теперь скажите, если у вас друзья? Кто они? Назовите их? (Ответы детей.)

Верно у вас у всех есть друзья. А знаете ли вы, что у нас есть один общий друг, который помогает нам в любое время года, без которого мы не сможем прожить и дня. Дети, вы догадались, кто это? Правильно – это вода.

Подумайте и скажите, для чего нам нужна вода? Как она нам помогает. (Пьем, моем руки, поливаем растения, купаемся и т.д.) (Обращаю внимание на иллюстрации.)

Давайте же мыться, плескаться,

Купаться, нырять, кувыркаться

В ушате, в корыте, в лохани,

В реке, в ручейке, в океане –

И в ванне, и в бане,

Всегда и везде – вечная слава воде!

Без воды могут погибнуть рыбы, растения, животные, которые живут в воде. Скажите мне, что вы представляете, когда я говорю слово «вода» (дождь, снег, сосулька).

Дождик, дождик, дождик лей,

Нам с тобою веселей.

Не боимся сырости,

Только лучше вырастем.

Белый снег пушистый,

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает ложится.

Ребята, вы любите отгадывать загадки?

Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадет,

И никуда я не пойду,

Покуда он идет.

Лейся, дождь, веселый,

Мы с тобою дружим!

Хорошо нам бегать

Босиком по…

Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

Но солнце ее припечет –

Заплачет она и умрет.

(Сосулька.)

Значит вода – это и снег, и дождь. Она всегда разная, она как волшебница имеет разное лицо или как говорят у воды разный «портрет» (показываю рисунки детям с изображением снега и дождя).

Что вы видите? Это портрет воды – ручей, сосулька, дождь. Это все вода.

Сейчас мы проведем несколько опытов и вы увидите, что вода действительно как волшебница, может превращаться. Мы будем проводить ряд опытов.

Первый опыт «Вода прозрачная»

Перед детьми ставлю 2 стакана – один с водой, другой с молоком. В оба стакана опускаю ложечки.

В каком из стаканов ложечка видна, а в каком нет?

Перед нами молоко и вода. В стакане с водой мы видим ложечку, а в стакане с молоком нет. Значит вода прозрачная, а молоко нет. (Предлагаю детям подумать, что было бы, если бы речная вода не была прозрачной?)

Например, в сказках говорится о молочных реках с кисельными берегами, могли бы рыбы и другие животные жить в таких молочных реках? (ответы детей).

Дети, так, вода прозрачная или нет? (прозрачная). А теперь давайте узнаем, есть ли у воды вкус.

Второй опыт «У воды нет вкуса»

Предлагаю детям попробовать воду из своих стаканчиков.

Есть ли у нее вкус?

Очень часто говорят, что вода очень вкусная. (даю им для сравнения попробовать молоко или сок. Если они не убедились, пусть еще раз, попробуют воду. Я должна доказать, что у воды нет вкуса).

А говорят «вода очень вкусная» потому, что когда человек очень хочет пить, то он с удовольствием пьет воду и выражая удовольствие говорит: «Какая вода вкусная», хотя он на самом деле вкуса воды не чувствует. А вот морская вода на вкус соленая, потому что в ней очень много разных солей.

(Предлагаю детям выпить соленую воду немного, чтобы они почувствовали и поняли вкус соленой морской воды.)

Третий опыт «У воды нет запаха»

Предлагаю детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет (или совсем не пахнет). Для сравнения даю понюхать духи.

И чем же пахнет вода по сравнению с духами. Закончились наши опыты. И что же мы с вами узнали нового о воде (ответы детей).

По познавательному развитию

Конспект занятия «Волшебница вода»

Натальина Л.В., воспитатель
МДОУ № 37«Родничок»
г.Бугульмы Республики Татарстан

ЦЕЛЬ: познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного; дать детям представление о роли воды в жизни человека, растений и животных; научить детей экономно использовать воду и беречь ее.

МАТЕРИАЛ: стаканчики с водой, с молоком, апельсиновый сок, кусочки льда, чайные ложки, салфетки, аудио запись «шум воды».

СЛОВАРЬ: обогатить словарный запас детей.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: чтение книги М. Д. Перина «Живая вода»; знакомство с учителем здоровья «КАПЕЛИЯ» (программа Здравствуй) ; загадывание загадок о воде; прослушивание аудио записи «шум дождя».

ХОД ЗАНЯТИЯ: чтение стихотворения

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, море, океане

И водопроводном кране.

Как сосулька – замерзает,

В лес туманом заползает,

Ледником в горах зовется,

Лентой серебристой вьется

Средь высоких, стройных елей

Рушится потоком селей,

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае.

Мы ее не замечаем

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!

Без воды нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить!

В. Всегда ли вода в природе бывает одинаковой?

Скажите ребята «Что такое вода?» Может вода, как волшебница умеет превращаться. А в этом нам поможет разобраться наша гостья, учитель здоровья «КАПЕЛИЯ».

К. Здравствуйте ребята, вы меня узнали?

Д. Да, узнали, вы учитель здоровья «КАПЕЛИЯ»

К. Вода, ребята, не всегда бывает одинаковой она умеет превращаться и быть разной. Вот отгадайте мои загадки.

Скатерть бела

Всю землю одела (снег)

Меня ждут – не дождутся,

А как завидят – разбегутся. (дождь)

Растет она вниз головою

Не летом растет – а зимою

Чуть солнце ее припечет –

Растает она и умрет. (сосулька)

К. Вот видите, ребята, вода бывает разной.

В. Ребята, какая вода? Давайте ее рассмотрим.

  1. Опыт «ВОДА ПРОЗРАЧНАЯ».

Перед детьми стоят два стакана: один с водой, другой – с молоком. В оба стакана положить чайные ложечки. В каком из стаканов видно ложечку, а в каком –нет? Почему?

Д. Где налита вода там видно ложечку, потому что вода прозрачная, а в молоке - нет, потому что оно непрозрачное.

ВЫВОД: вода прозрачная, а молоко нет.

  1. ОПЫТ. РАССМОТРЕТЬ ВОДУ НА ТЕКУЧЕСТЬ.

Посмотрите, ребята, я наклоняю стакан, вода выливается и переливается в другой стакан.

Что делает вода?

Д. Льется, течет, переливается.

В. Почему?

Д. Потому что она жидкая.

В. А еще вода умеет шуметь, послушайте.

СЛУШАЕМ АУДИО ЗАПИСЬ «ШУМ ВОДЫ».

  1. ОПЫТ «У ВОДЫ НЕТ ЗАПАХА».

Предложить детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет. А потом предложить понюхать стакан с соком (апельсиновый)

ВЫВОД: у воды нет запаха.

  1. ОПЫТ. «У ВОДЫ НЕТ ВКУСА».

Предложить детям попробовать воду. Есть ли у нее вкус?

Из другого стакана попробовать апельсиновый сок. Есть ли у него вкус?

Д. Да есть, сок сладкий, вкусный, полезный, много витаминов.

В. Когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьет воду и чтобы выразить свое удовольствие, говорит «Какая вкусная вода», хотя на самом деле ее вкуса не чувствует.

ВЫВОД: у воды нет вкуса.

ФИЗМИНУТКА «ДОЖДИК»

  1. ОПЫТ «ВОДА БЫВАЕТ ХОЛОДНОЙ, ТЕПЛОЙ, ГОРЯЧЕЙ».

Два стакана с водой. В одном холодная вода, в другом теплая. Попробовать пальчиком и сказать где какая вода. Горячая вода может нагревать предметы. Опустить ложку в стакан с горячей водой, а потом потрогать, ложка стала теплой.

  1. ОПЫТ «ЛЕД – ТВЕРДАЯ ВОДА».

В. Какой лед – теплый или холодный? Из чего образовался лед?

Д. Из воды.

В. А если взять лед в руку, то что с ним произойдет?

Д. Он начнет таять.

В. Почему.

Д. Потому что рука теплая, а лед холодный.

ВЫВОД: лед – тоже вода.

ВЫВОД: перечислить вместе с детьми все свойства воды, о которых они узнали в результате проведения опытов (вода – это жидкость, у которой нет цвета, запаха, вкуса, вода может быть твердой в виде льда, быть теплой и холодной) .

К воде, которую мы используем в быту, нужно относиться бережно,

экономно, не оставлять без надобности открытым кран с водой.

К. Ребята, а еще вода может быть в виде пара, но об этом мы узнаем в следующий раз.