Логопедические упражнения на каждый день для выработки четкой речи с младенчества. Проведение логопедических занятий в домашних условиях Упражнения логопеда

Краткое содержание: Развитие речи. Занятия по развитию речи у детей. Логопедические занятия. Уроки развития речи дошкольников. Игры для развития речи.

Проблема развития речи у маленьких детей в наши дни как никогда актуальна. Все больше встречается детей с задержкой речевого развития, с различными нарушениями развития речи. Сейчас никого не удивишь тем, что в 3 года ребенок почти не говорит. Или говорит, но понять его может только мама и то с трудом. Обычно логопеды рекомендуют подождать с логопедическими занятиями до 4-5 лет, невропотологи назначают лекарства, а найти хорошего дефектолога, умеющего работать с малышами, очень сложно. В то же время начать заниматься развитием речи у ребенка лучше как можно раньше. Общеизвестно, что недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе.

Что же делать родителям? Остается заниматься самим, дома, каждый день, понемножку, хотя бы минут по 10 в день, но регулярно. Организовать занятия по развитию речи вам поможет наш онлайн курс логопедических занятий. Перейти в раздел с логопедическими занятиями онлайн >>>>

Какие типы логопедических игр для развития речи включены в этот цикл:

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Пальчиковые игры (пальчиковая гимнастика).

3. Игры на развитие слуха.

4. Упражнения на звукоподражание.

6. Игры для развития речи с использованием ритма (рифмованные загадки).

7. Простые чистоговорки, стихи для развития речи.

Перейти в раздел с логопедическими занятиями онлайн >>>>

Материал подготовила: Анна Пономаренко

Другие публикации по теме логопедии:

Уважаемые родители и педагоги! Если вы еще не знаете о существовании сайта games-for-kids.ru , то мы очень рекомендуем вам его посетить прямо сейчас. Это лучший в интернете сайт с невероятно большим количеством бесплатных развивающих игр и упражнений для детей. Здесь вы найдете игры на развитие мышления, внимания, памяти у дошкольников, упражнения на обучение счету и чтению, поделки, уроки рисования и многое другое. Все задания разработаны при участии опытных детских психологов и педагогов-дошкольников. Если вас интересует тема развития речи у детей, обязательно посмотрите специальный раздел сайта

Первые звуки и слова малышей очень смешные и провоцируют у взрослых неконтролируемые улыбки. Но все резко перестают веселиться, когда слышат невнятные фразы от школьников или студентов. Общение – важнейшая составляющая жизни каждого человека. Структурировано выражать свои мысли, грамотно формулировать ответы на заданные вопросы, а также красиво и правильно говорить – умения, к которым следует начинать стремиться еще в раннем детстве.

К сожалению, процессу развития речи у детей большинство родителей уделяет не так много времени. Взрослые наивно считают, что ребенку 5–6 лет еще рано идти к логопеду, мол, все дефекты пройдут с взрослением сами по себе. Но ведь есть шанс, что проблемы с речью не исчезнут. Зачастую неправильное произношение звуков у взрослого начинается именно с ранних «недоучек».

Ребенок с кривой речью обречен на постоянное высмеивание со стороны. И если не справиться с проблемой вовремя, то во взрослой жизни он станет жутко закомплексованным, замкнутым и малообщительным человеком. Сегодня исправить ситуацию могут логопеды, предлагающие системное развитие речи с помощью специальных игр и упражнений. Однако устроить обучающие занятия для ребенка реально и в домашних условиях.

Виды дефектов речи

Прежде чем приступать к упражнениям и занятиям, рекомендуем разобраться с основными видами нарушений при произношении звуков. У ребенка речь может исказиться из-за:

  • Заикания. Наиболее распространенный речевой дефект. Определить наличие заикания у ребенка можно ближе к возрасту 3 лет, поскольку в этом периоде он начинает строить первые большие предложения. Занятий с опытным логопедом в этом случае не избежать. Специалист предложит игры на устранение дефекта и развитие речи, которые гарантировано дадут положительный результат. Заикание – коварная проблема. Важно не бросать занятия с ребенком даже после достижения успехов, ведь нередки случаи, когда проблема возвращалась.
  • Дислалии. Подобный дефект часто встречается у ребенка 3 5 лет. Если не вдаваться в науку, то дислалия – путаница в произношении некоторых согласных звуков («л», «р», «ш» и другие). С этой проблемой стоит обратиться к логопеду, как только стала заметна кривая речь, желательно в тот же год.
  • Гнусавости. Это явление также относят к категории дефектов, однако основной корень проблемы здесь находится в неправильном строении речевого аппарата. Обнаружив подобную проблему, обязательно обратитесь к отоларингологу, логопед помочь ребенку в этой ситуации не сможет.
  • ОНР (общее недоразвитие речи). Речь ребенка к 6 годам должна быть связной и интересной. Если же дошкольник испытывает определенные трудности при разговоре, то вероятнее всего причина лежит в неправильном подходе к общению с ним. ОНР часто встречается у малышей, чьи родители много сюсюкали, коверкали окончания и произносили только уменьшительно-ласкательные формы слов. Все это создало огромную «кашу» в детской голове, из-за чего теперь ребенок уже самостоятельно путает окончания и использует неверные предлоги. Вовремя устранить дефект можно, если отвести малыша к логопеду до 6 лет.
  • Заболевания на неврологической почве. Если вы заметили, что занятия с ребенком дома не приносят никаких результатов, проконсультируйтесь с квалифицированным неврологом. Возможно требуется особое лечение. Важно отметить, с этой проблемой логопед вашему ребенку помочь не сможет.
  • ЗРР (задержка речевого развития). К 3-5 году каждый среднестатистический ребенок начинает болтать без умолку. Если же вы заметили, что у вашего малыша маленький словарный запас, стоит обязательно посетить логопеда для проверки речи.

Наблюдайте за своим ребенком и его речью. Регулярно общаясь с малышом, вы обязательно заметите присутствие каких-либо проблем с произношением звуков. В случае обнаружения таковых, обязательно запишитесь на прием к логопеду независимо от того, сколько ребенку лет.

Когда обратиться к логопеду?

Каждый ребенок уникален, поэтому уровень развития речи может немного отличаться. Обычно к 5 годам малыш уже умеет:

  • Проговаривать все существующие звуки. Исключением могут быть шипящие, редко «Л».
  • Составлять предложения из 5-7 слов.
  • Понимать разницу между единственным и множественным числом.
  • Описывать вещи с указанием на их основные качества и характеристики.
  • Вести диалог с ровесниками и взрослыми.
  • Быстро говорить имя, фамилию и отчество, свой возраст.

Если ребенок 5 лет не умеет делать что-то из перечня, ему будет полезно посетить несколько уроков логопеда.

Логопедические занятия для детей направлены на увеличение словарного запаса, развитие мелкой моторики и правильного дыхания, коррекцию дефектов звукопроизношения.

Стоит сказать, что сразу же вести к логопеду ребенка не стоит. Дети лучше развиваются в домашних условиях. Здесь они чувствуют себя более комфортно.

Домашние игры на развитие речи

Логопедические занятия для детей – целенаправленное общение с малышом в игровой форме.

Все существующие упражнения на развитие речи можно разделить на 4 группы:

  • игры с пальчиками;
  • артикуляционная гимнастика;
  • звукоподражание и логоритмика;
  • игры на расширение словарного запаса ребенка.

Игры с пальчиками на развитие речи

Одними из наиболее эффективных занятий на развитие речи являются упражнения, подразумевающие задействование мелкой моторики, поскольку между конечностями человека и мозговым центром, отвечающим за произношение, существует тесная связь. К тому же, такие игры подойдут для детей с только формирующейся речью, например, в возрасте 1 года.

Ребенку обязательно понравятся следующие упражнения:

  • «Цветок». В начальном положении образуйте из закрытых ладоней бутон, пальцы должны быть подняты вверх, а запястья сильно прижаты. После растение распускается – пальчики разводятся в противоположные стороны. Выполняя упражнение, проговаривайте: «Солнце просыпается – бутончик раскрывается. Солнышко устало – цветочек спать идет».
  • «Кошечка». Алгоритм действий упражнения на развитие речи: сжать кулаки и уложить на поверхность прямо перед собой. После необходимо одновременно разжать ладошки и крепко прижать к столу. В процессе нужно проговаривать: «Кулачок – ладошка. Топаю, как кошка». Повторяйте 3-5 раз, меняя темп.
  • «Ежик». Ребенку обязательно понравится это упражнение. В начальном положении разместите ладони под небольшим углом, переплетите между собой пальцы обеих рук. В процессе двигайте ровными пальчиками и проговаривайте: «Крохотный веселый еж. До чего же ты хорош».
  • «Птичка и водичка». Дети 5 лет без ума от этого упражнения. Изначально нужно установить локоть на стол, поднять предплечье и сложить пальцы «щепотью» – это будет «клюв». Выполняя задание, опустите «клюв» (локоть неподвижен) и коснитесь стола. В процессе подражайте движениям птички: набрать воды, выпрямить шею, проглотить. Сопровождайте упражнение скороговоркой: «Наклонилась, набрала, подняла и проглотила».
  • «Птенцы в гнезде». Пальчики левой руки соберите в «кучку» – это будут «птенцы». Пальцами правой руки сделайте кольцо – это будет «гнездо». Отправляйте птичек в гнездо, по очереди меняя положения рук. Добавьте текстовое сопровождение: «Вот птенцы, а вот – гнездо. Птенчикам внутри тепло».

Пальчиковая гимнастика с разучиванием текстов в домашних условиях является отличной альтернативой регулярных походов к логопеду. Подобные игры провоцируют развитие речи, учат использовать пространственное воображение и воспитывают скорость реакции. Спустя короткое время вы заметите, что малыш начал лучше запоминать тексты, говорить более выразительно.

Артикуляционная гимнастика

Логопедические занятия для 5-6-летних детей обязательно должны включать артикуляционную гимнастику, представляющую собой комплекс упражнение на разогрев языка и губ. От того, насколько натренированы и развиты язык и губы, зависит возможность малыша выполнять некоторые движения, необходимые для правильного звукопроизношения. Чтобы занятия с ребенком были эффективными, обязательно используйте зеркало подходящего размера. Малыш должен видеть, как работают его органы речи. Не нужно быть логопедом, чтобы показать ребенку как правильно выполнять упражнения:

  • «Качели». Улыбнитесь, показав все зубки. Сначала опустите кончик языка к нижним зубам, затем поднимите его и спрячьте за верхними. Получаются своеобразные качели. Попросите ребенка в процессе игры повторить за вами упражнение 4-5 раз.
  • «Чистим зубы». Малыши к 5 годам уже умеют самостоятельно поддерживать чистоту в ротовой полости. В этом упражнении нужно имитировать чистку зубов и процесс их полоскания, но без использования зубной пасты и щетки. Исходное положение: улыбнуться, широко открыв рот. Далее необходимо напрячь кончик языка и изо всех сил очистить нижние зубы с внутренней стороны, затем поднять кончик вверх и тщательно проработать верхние зубы. Важно, рот закрывать нельзя. Повторите упражнение 8-10 раз. Теперь попросите ребенка закрыть рот и «пополоскать» его.
  • «Варенье». Нужно улыбнуться, слегка приоткрыв рот. Теперь попросите малыша облизать сначала верхнюю, а после нижнюю губу кончиком языка. Спустя 10 повторений нужно сменить направление движения.

Регулярные повторения этих несложных логопедических упражнений активно поспособствуют развитию речи у 5 6 летнего малыша.

Звукоподражание и логоритмика

Занятия с логопедом в клинике часто включают блок упражнений на формирование правильного слуха. В домашних условиях вы легко можете создать схожие условия, чтобы развить у ребенка речь и слуховое восприятие при помощи незатейливых упражнений. Все, что потребуется – это время, телефон или компьютер с колонкой, подручные приспособления.

Игры, направленные на развитие слуха:

  • «Ушки». Возьмите несколько предметов, изготовленных из различных материалов. Подойдут металлические и деревянные ложки, стеклянные и хрустальные бокалы. Предложите ребенку послушать как звучат эти предметы, затем попросите его закрыть глаза и отгадать, что это за вещь только на слух.
  • «Мяу». Найдите в сети запись с голосами известных малышу животных. Включите ее и попросите малыша отгадать, кому из зверей принадлежит голос.
  • «Улица». Скачайте запись со звуками различного транспорта. Предложите ребенку ее прослушать и сказать, какой транспорт проехал. Для узнаваемости лучше взять знакомые виды средств передвижения – грузовик, авто, мотоцикл, трактор.
  • «Где шумят?». Отличная игра на развитие пространственного слуха. Посадите ребенка в центре комнаты и завяжите ему глаза. Возьмите колокольчик и бесшумно ходите вокруг него, периодически побрякивая. Малышу необходимо на слух определить источник шума и указать рукой в его сторону.

Логопеды для развития слуха и речи часто просят малышей подражать голосам животных и птиц, а также бытовым шумам. По очереди проговаривайте с ребенком «тик-так», «чик-чик», «кап-кап», «гав-гав», «ж-ж-ж» и подобное.

Логоритмика – комплекс упражнений, включающий одновременное задействование движения, речи и музыки (не обязательно). С помощью таких игр сформировать у ребенка речь проще простого. Вспомните про бычка, который идет и шатается. Проговаривайте текст, показывайте движения. Пусть малыш повторяет за взрослыми. Весело будет и ребенку, и вам.

Расширение словарного запаса и развитие речи

Для ребенка игры по развитию речи, в первую очередь, должны быть интересными. Скороговорки – то, что нужно для полезного и продуктивного общения в игровой форме. Короткие рифмованные фразы легко запоминаются, что позволяет серьезно расширить словарный запас малыша. Ребенок 5 лет использует пассивный и активный словари. Первый состоит из слов, которые он понимает, второй – из тех, что часто использует. Чтобы улучшить оба словаря, обязательно включите в игры для развития речи упражнения со скороговорками.

Чтобы ребенку логопедические упражнения давались легко, а положительный результат появился как можно раньше, следуйте этим простым рекомендациям:

  • Даже не будучи логопедом по профессии, объясните ребенку смысл занятий. Расскажите, что все игры направлены на развитие его речи, а умение красиво и четко говорить – атрибут каждого взрослого человека.
  • Логопед игры с детьми должны проходить в легкой форме. Если ребенок увлечется происходящим, то направит все свои силы в нужное русло.
  • Ограничивайте время, которое уходит у ребенка на занятия по развитию речи и другие уроки по подготовке к школе. Желательно, чтобы упражнения были ежедневными, но не более 15 минут каждое, поскольку ребенку 5 лет еще сложно концентрировать внимание.
  • Хвалите малышей за успехи. К играм для развития речи привить интерес ребенка будет гораздо проще, если он будет уверен, что его не накажут, а поддержат.
  • Станьте объектом для подражания. У ребенка формируется речь из наблюдений за вашим поведением. Поэтому всегда говорите правильно, четко и с выражением.

Сколько бы не было лет ребенку, улучшать его речь и помогать со всесторонним развитием – одна из важнейших обязанностей родителей. Дополнительным помощником в этом нелегком деле может стать сервис BrainApps. На портале собраны сотни высокоэффективных тренажеров, занятия на которых улучшат память, внимание, мышление и концентрацию и взрослого, и ребенка. Если вы устали от обычных игр на развитие правильного звукопроизношения, попробуйте с малышом позаниматься на тренажерах BrainApps. Результат сможет вас приятно удивить и, вероятно, логопед ребенку не потребуется.

Волнующая многих родителей и далеко не самая простая сама по себе тема о постановке звуков у детей пятилетнего возраста требует тщательного рассмотрения. Занятиям по логопедии у детей часто уделяется очень мало внимания, и совершенно зря. Взрослые отмахиваются, мол, пройдет само с возрастом, но ведь может и не пройти. Зачастую “корявая” речь взрослого человека берет свои истоки именно с этих детских «недоучек».

Неправильная нечистая речь создает сначала ребенку, а потом и взрослому, массу комплексов. Он становится замкнутым и малообщительным. Спешите исправлять недостатки уже сейчас, чтобы помочь крохе избежать подобных проблем в будущем. Этим можно заниматься и дома. Домашняя обстановка раскрепощает ребенка, и ему проще свободно заниматься. Предлагаем вашему вниманию ряд полезных и интересных игр, которые вы сможете организовать самостоятельно.

Проработка речи у ребенка должна начинаться с дошкольного возраста

Виды дефектов

Обратимся сначала к основным видам речевых нарушений. Существует их огромное количество, но каждый в итоге становится уникальным, так как принадлежит конкретному ребенку:

  • Заикание (рекомендуем прочитать: ). Явление это встречается чаще всего. Заметить его можно уже ближе к трем годам, когда ребенок начинает выстраивать свои первые большие предложения. Для исправления дефекта лучше незамедлительно обратиться к специалисту. Важно также следить за успехами и не бросать игровые упражнения, ведь бывают случаи, когда «болезнь» снова возвращалась.
  • Дислалия (рекомендуем прочитать: ). Подразумевает под собой это мудреное слово ни что иное, как путаницу в произнесении отдельных согласных звуков. Наиболее часто это явление охватывает звуки «р», «л» и «ш».
  • Гнусавость. Такое явление тоже имеет место среди дефектов, но вероятнее всего проблема лежит именно в неправильном строении речевого аппарата, тогда маме и папе прямая дорога к ЛОРу, который постарается ее решить и максимально исправить.
  • Общее недоразвитие речи или . Зачастую это явление глубоко связано с неправильным подходом в общении с ребенком. В семье с малышом часто сюсюкались, коверкали слова и окончания. Все это создало огромную путаницу в детской головке и теперь он уже сам постоянно путает предлоги, окончания и т.д. Спешите исправлять, ведь школа не за горами!
  • Врожденные заболевания на неврологической почве. В данном случае консультация и лечение у невролога строго необходимы.
  • Задержка речевого развития или ЗРР. Проявить себя этот недуг может ближе к трехгодовалому возрасту. Среднестатистический ребенок обычно говорит в этом возрасте много и без умолку, а вот если наблюдается явная скудость речи, стоит навестить специалиста для консультации.

Будьте всегда начеку. От вашего пристального внимания не должны ускользнуть никакие изъяны. Заметив неладное, не откладывайте лечение, а как можно скорее обратитесь к опытным врачам.



Если скудость речи дошкольника бросается в глаза, нужно проконсультироваться с опытным логопедом – возможно, будут выявлены определенные отклонения

Помощь логопеда: когда пора?

Надо с грустью признать, что современные средства коммуникации, такие как телевизор, компьютер, резко и основательно вытеснили из жизни общение. Чтение книг свелось к минимуму, а вот просмотр телепередач и мультфильмов занимает чуть ли не полдня. Дети чрезмерно мало общаются как с родителями, так и друг с другом. Телевизор предлагает широкий спектр всего интересного и увлекательного, а значит искать другие пути получения информации нет смысла.

Отсюда появляются проблемы со звукопроизношением. Встречаются они все чаще и чаще, а усугубление проблемы подчас становится быстрым. За телевизором и монитором родитель может не заметить, что ребенку нужна помощь, а ее стоит оказывать чем раньше, тем лучше. Любая проблема, в частности логопедическая, не терпит отлагательств, тогда возможность исправить неладное и поставить правильную речь значительно увеличивается.

Домашние занятия по логопедии

Наиболее часто врачей-специалистов по логопедии посещают родители с детками после четырехлетнего возраста. Это возраст, когда дети могут уже освоить произнесение сложных согласных звуков, а также умеют строить логически законченные предложения. В шестилетнем возрасте ребенок запросто может построить рассказ – к примеру, по картинке. Такая задача не по плечу вашему чаду? Это повод обеспокоиться и попросить помощи у специалиста.

Постановка диагноза у логопеда или иного специалиста будет подразумевать посещение уроков – как правило, несколько раз в неделю. Нужно обязательно соблюдать график, иначе добиться устойчивого результата будет достаточно сложно.

Усидчивость и упорство непременно дадут свои достойные и приятные плоды в виде чистой речи. Игры дома желательно проводить в хорошем настроении и не заставлять кроху заниматься против его воли. Предложим вашему вниманию интересные и полезные упражнения, которые можно проводить в домашних условиях, отталкиваясь от имеющейся проблемы.


Родители тоже могут заниматься с ребенком дома, используя для этого дидактические материалы

На произношение звуков

Чаще всего в поле деятельности логопеда попадают звуки Л, Р и Ш. Именно они являются самыми коварными. Кроха может сначала их просто пропускать в словах и не произносить. Это вариант нормы, со временем малыш освоит эти звуки, но ситуация усложняется, когда на их смену ребенок выбирает более легкие звуки и заменяет ими трудные для произношения.

Звук Р

Важно перед играми размять весь артикуляционный аппарат. Работать у детей должно все – и язык, и губы, и небо. Начнем со звука Р. Хорошими помощниками станут такие упражнения:

  • Рот следует широко открыть и в этом положении улыбнуться. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной. Язычок своим кончиком совершает гладящие движения по верхнему небу вперед-назад. Потренируйтесь сами, чтобы суметь объяснить впоследствии это ребенку более наглядно и доступно.
  • Кончик языка совершает чистящие движения зубок с их внутренней стороны. Рот при этом открыт широко. Правильное объяснение поможет справиться с этим упражнением любому 5-летке.
  • Хорошим упражнением станет вот такой развивающий вариант. Небольшой шарик с отверстием следует надеть на палочку. Малютку просим открыть рот и произнести: «ДДРРР». В этот момент надо проводить шариком под язычком. Движения должны быть быстрыми.
  • Малышу дается задание произнести слово «да». Кончик языка при этом упирается в верхние зубки. Затем звук «Ды», теперь уже язычок упирается в верхнее небо.

Правильно поставить артикуляцию для произнесения звука «р» вам поможет обучающее видео, которое вы увидите ниже. Переходим к следующему трудному звуку.

Звук Л

Произносим звук «Л»:

  • Рот широко открыт, а язычок лежит на нижней губе. Помогая себе рукой, поддерживая подбородок, произнесите слоги «ла», «ло», «ли», «лу».
  • Совершайте красящие движения язычком по поверхности неба.
  • Предложите крохе достать языком до кончика носа.
  • Облизываем губки, как будто там осталось варенье.

Звук Ш

Переходим к сложному звуку «Ш»:

  • Самый кончик язычка поместить под верхнюю губу. Теперь резкий рывок вниз, должен получиться звонкий щелчок.
  • Вытянуть губки вперед трубочкой и замереть в этом положении около 7 секунд.
  • Небольшую ватку положите на носик малышу и предложите сдуть ее. Задача крохи поднять ватку вверх. Упражнение это очень веселое и наверняка понравится вашему малышу.

Это были упражнения на артикуляцию и правильную постановку звуков. Ниже мы рассмотрим интересные варианты упражнений для ежедневной развивающей деятельности.

Занятия для четкой речи

Дети-пятилетки уже весьма сообразительны и прекрасно умеют повторять за взрослыми, воспроизводить даже очень сложные действия. Действительно, задания на артикуляцию подчас могут быть весьма тяжелыми. Мы исключили все самое сложное и оставили только те упражнения, которые просты в исполнении и в то же время весьма эффективны. Они будут отличной тренировкой и для деток с ОНР.

Артикуляционная гимнастика

  • Широко улыбнуться, показав всем свои зубки. Затем вытягиваем губки вперед трубочкой.
  • Максимально напрячь мышцы губ, после совершить плавное расслабление.
  • Слегка покусывать поочередно нижнюю и верхнюю губки.
  • Изображаем язычком цокот копыт. Все детки обожают так делать.

Времени для разминки понадобится не больше 15 минут. Все упражнения будут полезны не только детям, но и взрослым, имеющим некоторые нарушения в дикции.

Предложим еще забавные и эффективные речевые игры для детей 5-6 лет для правильной постановки звукопроизношения:

  • Воспроизводить младенческий плач: «Уа-уа!»
  • Пищим как мышки: «Пи-пи-пи».
  • Кричим, как будто мы заблудились в лесу: «Ау! Ау!»
  • Гудим как ветер в горах: «Ууууу!»
  • Сочетаем гласные и согласные звуки. Кричим как животные: «Мяу», «Гав», «Ква-ква», «Га-га-га».
  • Рычим как мишки: «Ррррр!»
  • Поем песенку: «Ла-ла-ла, ля-ля-ля».

К слову сказать, пение весьма полезно для обучения правильной речи. Любая любимая песня окажется кстати. Многие детки очень любят песни вроде «Во поле березка стояла» или «Жили у бабуси два веселых гуся». Они станут отличными помощниками, ведь там происходит плавное растягивание звуков, а для коррекции произношения – это отличная вещь. Не зря в детских садах в образовательную программу, обязательно включаются музыкальные занятия, правда они не исключают деятельности логопеда, присутствующей там же.



Пение, даже любительское, помогает ребенку быстрее выработать навыки правильной речи

Занятия в детском саду

В детских садах, как правило, проводятся игры по логопедии, которые делятся на 2 основных типа:

  • Индивидуальные. Когда у определенного ребенка присутствует проблема, требующая решения.
  • Групповые. Занятия проводятся одновременно с несколькими детьми, у которых имеются схожие дефекты речи.

Такие занятия необходимы в каждом дошкольном учреждении, но правда бывают не повсеместно. Ближе к школьному возрасту занятия по логопедии становятся обязательными, ведь идет подготовка к школе. Прекрасной тренировкой станут распевки. Вроде бы и песни, но не простые. Звуковое произнесение происходит вместе с совершением определенных действий.

Хорошая игра «Летящий самолет». Малыши хором изображают звук летящего самолета: «Уууууу!». При этом для убедительности следует расправить руки-крылья. Командуем:

  • Самолет подлетает ближе (гудение становится громче), самолет улетает (звук делается тише).
  • Поломка! Одновременно с гудением, малыши ударяют себя ладошкой по груди.
  • Заходим на посадку! Продолжая напевать: «Ууууу!» самолетики приземляются и садятся на свои стульчики.

Позанимайтесь с микрофоном. Попробуйте показать детям, как меняется громкость звука, когда мы то приближаем, то отдаляем микрофон.

Помните, что большинство проблем решаемо. Главное – не запускать и не сбрасывать все на самотек, а заниматься и развиваться, тогда даже диагнозы вроде ЗПР или ЗПРР не будут казаться такими уж страшными.



Работа с микрофоном позволяет развить артистизм ребенка, а ему самому дает возможность услышать свою речь со стороны

Когда врач поставил «ЗПР»

Кроме родителей, готовых самостоятельно найти массу недостатков у своего кровинушки, есть и такие, которые наоборот не замечают очевидного. В пять лет ребенок должен уметь свободно и связно излагать свои мысли. Путать слоги в словах в этом возрасте недопустимо.

Приведем ряд диагнозов, постановка которых часто очень пугает родителей:

  • ЗРР. Отстает в своем развитии при данном диагнозе только произносительная сторона. Психические же функции не нарушены. Ранняя диагностика позволит не перерасти ЗРР в ЗПРР.
  • ЗПРР – задержка психоречевого развития (рекомендуем прочитать: ). В данном случае страдает не только речь, но и психика, а вместе с ней и умственные способности.
  • ЗПР – задержка психического развития. Обширный диагноз, который кроме прочих областей также затрагивает и произносительные навыки ребенка.

При постановке одного из диагнозов следует как можно скорее обратиться за помощью к специалистам, ведь чем раньше будет начат процесс лечения, тем быстрее и эффективнее произойдет реабилитация. Запущенность может произойти в любом виде заболевания, поэтому не откладывайте начало терапии.

Любящие родители должны в первую очередь создать для ребенка положительную и спокойную внешнюю среду, а также заняться поиском толковых врачей. Здесь, скорее всего, понадобится логопед и невролог. Ниже мы приведем небольшой список дидактической литературы, которая может оказаться весьма полезной при корректировочных упражнениях с ребенком.

Литература

Когда у кого-то в семье имеются речевые дефекты, под рукой и на полках обязательно должны быть дидактические тематические книги. Грамотные авторы предлагают комплексы уроков для логопедических игр, которые будут весьма полезны.

  • «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР», автор Теремкова Н.Э. Это первый из четырех альбомов. Каждый альбом посвящен отдельным лексическим темам.
  • «Логопедическая группа: игровые занятия с детьми 5-7 лет», автор Дербина А.И. Оптимальный способ научить чему-то ребенка – это игра. Игровая форма подачи материала будет уместна для деток дошкольного возраста. Подойдет данная книга для родителей деток, имеющих сложные речевые дефекты.
  • «Уроки логопеда. Игры для развития речи», автор Косинова Е.М. В данной книге тоже предлагается игровая форма подачи материала, а еще один большой плюс, что по ней можно заниматься с детьми абсолютно разного возраста: от 6 месяцев и до 6 лет! В книге имеются задания для пальчиковой и для артикуляционной гимнастики (рекомендуем прочитать: ).
  • «Зашифрованные скороговорки. Конфетка», автор Кодолбенко Е.А. Множество интересных чистоговорок вроде «На дворе трава, на траве дрова» обязательно будут оценены по достоинству вашим малышом.
  • «Веселая логоритмика», автор Железнова Е. Аудиопособие направлено на то, чтобы в игровой форме развить у ребенка правильное звукопроизношение, а также навыки мелкой и крупной моторики.

Когда четырехлетний карапуз не выговаривает отдельные буквы, шепелявит или коверкает слова, это вызывает беспокойство у родителей, особенно если в ближайшем окружении есть примеры сверстников с почти безукоризненной речью. О том, какие дефекты речи для детей 4 лет считаются нормой, а когда нужно говорить об , и что делать, чтобы ликвидировать это отставание - и пойдет речь в данной статье.

Особенности речевого аппарата в 4 года

Ребенок в возрасте четырех лет уже в достаточной мере владеет таким инструментом, как речь, и умеет им пользоваться для коммуникации с внешним миром. Маленький человек уже не просто произносит слова и складывает их в предложения, но при помощи слов излагает собственные мысли и делает самостоятельные выводы из полученной извне информации.

Круг общения детей данной возрастной группы также значительно расширяется. Ребенку уже мало общения с родителями и близкими, ему хочется контакта с миром в лице различных незнакомых людей, причем ребенок не просто охотно идет на такой контакт, но и сам выступает его инициатором.

Слово «почемучка» чаще всего слетает с языка родителей применительно к ребенку именно в этот период его жизни. Специалисты считают, что чем больше вопросов задает «почемучка», тем лучшее умственное развитие он демонстрирует. Тот факт, что задав вопрос, ваше чадо часто теряет интерес к ответу, не дослушав его до конца, тоже является нормой, концентрировать внимание человечек еще не научился, а родителям нужно стараться формулировать ответы просто и понятно.

Знаете ли вы? Если вам кажется, что ваша кроха замолкает только когда засыпает, не удивляйтесь: так и должно быть. В этом возрасте нормой для ребенка является практически непрерывный речевой поток на протяжении всего времени бодрствования.

Словарный запас малыша четырех лет достаточно богат, чтобы общаться, но еще слишком беден, чтобы, например, пересказать бабушке сказку, рассказанную накануне мамой или подробно изложить события прошедшего дня. С другой стороны, благодаря отличной памяти, стишок или ту же сказку, если она короткая, малыш может дословно повторить, даже не до конца понимая значения отдельных слов и фраз.

Уже понимая, что все предметы и действия вокруг имеют свои названия, кроха может самостоятельно заменять неизвестное ему название собирательным, например, называть фиалку цветком, а селедку рыбкой.
Помимо существительных и глаголов, маленький человечек уже использует в разговоре более сложные части речи - местоимения, наречия, междометия, союзы и предлоги. Несогласованность падежей и ошибки в использовании таких служебных частей речи в этом возрасте совершенно нормальны.

На простые вопросы малыш уже дает не односложные, а довольно развернутые ответы.

Словарный запас ребенка к четырем годам в среднем достигает двух тысяч слов.

Далее, для этого возраста характерно очень быстрое совершенствование речи, она улучшается прямо на глазах, малыш начинает стараться говорить грамотно, подражая взрослым (получается, конечно, не сразу, но попытки очевидны).

Нормально, если интуитивно ощущая наличие в языке сложных слов (самолет, пароход и т.п.), малыш начинает изобретать собственные новые слова таким же способом.

В отдельных случаях карапуз даже пытается исследовать рифмы и сочинять простенькие стишки.
Тем не менее, речевой аппарат в этом возрасте еще далек от совершенства. Не является отклонением от нормы, если малыш:

  • путает падежи, согласование рода и числа (открыл «дверю», кошка «пробежал» и т.п.);
  • переставляет местами либо пропускает слоги или звуки в сложных словах;
  • не выговаривает свистящие, шипящие и сонорные звуки: шипящие заменяются свистящими («език» вместо «ежик», «сюм» вместо «шум») и наоборот («жаяц» вместо «заяц», «шеледка» вместо «селедка»), а сонорные «л» и «р» заменяются соответственно «ль» и «й» («йиба» вместо «рыба», «лясточка» вместо «ласточка»).
Вместе с тем, к четырем годам подрастающий человек обычно обретает навык слитного произношения слов с двумя согласными подряд (слива, бомба, яблоко). Этому способствует укрепление мышечного аппарата языка и губ, а также координации их движений. Непонятные поначалу звуки «ы», «х», «э» на этом этапе обычно уже не вызывают трудностей.

Кроме того, ребенок уже умеет регулировать громкость речи в зависимости от конкретных обстоятельств (дома говорить тише, а на шумной улице - громче). Речь начинает обретать интонации.

Еще одна особенность данного возраста состоит в том, что малыш начинает замечать речевые ошибки у других детей.

Основные характеристики речи ребенка в 4 года

Все сказанное выше считается нормой достаточно условно. Все дети индивидуальны как по умственным способностям, так и по темпераменту, одни развиваются быстрее, другие медленнее, и говорить о том, что Оля знает две тысячи слов и пишет стихи, а Вася всего тысячу и путается в простых предложениях, следовательно, является умственно отсталым, совершенно неправильно.

Знаете ли вы? Понятие нормы у мальчиков и девочек тоже сильно отличается: по речевому четырехлетние девочки опережают своих сверстников мужского пола в среднем на 4 месяца, для такого возраста это очень много!

Кроме того, постоянное общение с близкими для детей 4 лет являются лучшими занятиями по развитию речи, поэтому у ребенка, растущего в любящей и внимательной семье речевой аппарат и словарный запас объективно развиты лучше, чем у малыша, который никому не нужен.

Тем не менее, есть объективные показатели, свидетельствующие о том, что с речью ребенка что-то не так.

Тесты на определение патологий

Проведите самостоятельное тестирование своего ребенка, предложив ему выполнить следующие задания (не обязательно сразу, иначе малыш потеряет интерес к «игре» и перестанет стараться, а результат проверки окажется недостоверным):

  • произнести без подсказок свою фамилию, имя и отчество;
  • перечислить имена родителей, членов семьи, близких друзей и других людей, входящих в непосредственный круг постоянного общения;
  • описать какую-нибудь интересную ситуацию или приключение (подождите подходящего случая и выберите момент, когда с малышом произошло что-то, что должно было произвести на него впечатление);
  • узнать близкого человека на групповой фотографии либо на фотографии, где он изображен в молодости (тест на распознавание образов);
  • разделить по группам определенный набор предметов съедобное-несъедобное, одежда, посуда и т.п.), а по выполнении задания - обосновать свой выбор;
  • описать признаки того или иного предмета (иголка острая, яблоко кислое, клубника сладкая, ночь темная, зима холодная);
  • назвать совершаемое на картинке или в предложенной ситуации действие (девочка плачет, мальчик балуется, кошка убегает);
  • дословно повторить услышанное;
  • пересказать увиденное или услышанное (сказку, мультфильм);
  • говорить сначала громко, потом тихо.

Оцените результаты. Но будьте снисходительны к своему чаду!

Важно! Наличие ошибок при выполнении задания не свидетельствуют о речевых нарушениях. Если огрехи незначительные, и ребенок способен их исправить после того, как ему объяснят, в чем была ошибка, нет никаких причин для беспокойства.

Поводом задуматься и обратиться к специалисту является наличие следующих признаков (не одного, а целого ряда из нижеперечисленного):
  • речь малыша очевидно слишком быстрая или слишком медленная, настолько, что создается впечатление, что ребенок делает это нарочно;
  • «оратор» говорит так, словно набрал в рот каши, его невозможно понять даже близким людям;
  • ребенок общается отдельными словами, не складывая их в предложения в соответствии с правилами грамматики;
  • малыш не воспринимает то, что ему говорят (не путайте с капризами и нежеланием выполнять требования);
  • «глотание» окончаний слов присутствует постоянно;
  • в речи не просматривается «собственное мнение», она сплошь состоит из услышанных где-то фраз;
  • у ребенка постоянно приоткрыт рот, даже если он молчит, а слюны настолько много, что она брызжет во время разговора или свисает с губ в состоянии покоя.

Причины нарушений речи

Причин нарушений речевого может быть множество. Некоторые из них являются признаками серьезного заболевания, другие же просто свидетельствуют о недостатке внимания к малышу. В частности, выделяют такие факторы, которые могут повлиять на детскую речь:

  1. Наследственный фактор (генетические аномалии).
  2. Внутриутробные либо родовые .
  3. Последствия перенесенного заболевания.
  4. Неблагоприятная обстановка в семье.
К первой группе указанных причин относится не только то, в каком возрасте начали говорить родители малыша, но и вполне конкретные врожденные дефекты - неправильный прикус, заикание, нарушения строения неба или языка, патологии в определенных зонах коры головного мозга, проблемы со .

Вторая группа причин - это целый ряд заболеваний и других вредных факторов, с которыми могла столкнуться женщина во время и (стресс, инфекционные заболевания, принятие , попытка , травмы, алкоголь, внутриутробная гипоксия плода, вредное производство, родовая асфиксия и т.п.).

К проблемам с речью могут также привести , постигшие самого малыша в первые годы его жизни. Особенно это касается инфекционных болезней, травм головы и неба.
О неблагоприятной обстановке в семье отдельно говорить не будем, здесь все понятно.

Как определить нарушение речи

Нарушения речи у ребенка могут проявлять себя по-разному. В интересующей нас возрастной группе их принято классифицировать следующим образом:

  • фонационные (отсутствует интонация, не получается регулировать громкость речи и т.п.);
  • структурно-семантические (общие проблемы с речью вплоть до полного ее отсутствия);
  • фонетические (дефекты произношения и восприятия) и т.п.

Знаете ли вы? О речевых проблемах человечеству известно давно. Как следует из Ветхого Завета, они были даже у пророка Моисея. Согласно легенде, маленького Моисея хотел умертвить фараон за то, что младенец позволил себе играть с короной, в чем жрецы увидели плохое предзнаменование. По совету другого жреца, заступившегося за будущего пророка, малышу нужно было показать золото и горящие угли: если младенец выберет золото, то умрет, если угли - останется жить. Движимый рукой ангела-хранителя, ребенок потянулся к угольку и поднес его к губам. Из-за этого речь пророка в последующем так и осталась невнятной.


На первом этапе родители, заметив у своего чада 4 лет те или иные признаки речевых нарушений, должны указать на эту проблему педиатру, последний, в свою очередь, признав опасения обоснованными, направляет малыша к логопеду. В большинстве случаев уже на этом этапе дети и их родители получают необходимые рекомендации и комплекс логопедических упражнений для самостоятельных занятий в домашних условиях.

Но иногда для того, чтобы понять, что именно вызывает речевые проблемы, ребенка иногда нужно комплексно обследовать. С этой целью педиатр и логопед могут привлекать узких специалистов, в частности:

  • невролога;
  • отоларинголога;
  • психиатра;
  • психолога;
  • сурдолога.
Для получения полной картины, малыша могут подвергнуть целому ряду лабораторных и других процедур, в частности:
  • магнитно-резонансной томографии;
  • энцефалограмме;
  • УЗИ головного мозга (эхоэнцефалография).
Такое позволит исключить патологии головного .
Помимо того, доктора обязательно проведут собственное тестирование малыша, изучат моторику мышц лица, проанализируют информацию о социально-бытовых условиях, в которых растет ребенок.

Если в целом с малышом все в порядке, его лечение будет состоять всего лишь в выполнении специальных упражнений для языка, предназначенных для детей 4 лет с учетом индивидуальных особенностей конкретного маленького пациента.

Структура логопедического занятия дома

Направленная на устранение дефектов речи, должна проводиться методически, системно, только в этом случае можно рассчитывать на высокий результат.

Психологический аспект работы с ребенком

Прежде всего родителям нельзя забывать о возрасте ребенка. Нужно сделать все, чтобы занятия превратились в веселую игру. Также это время следует использовать для общения с малышом, таким образом вы «убьете двух зайцев» и получите синергический эффект (правильно выполненные упражнения и внимание родителей в совокупности усилят действие друг друга).

Гимнастика для пальчиков

Казалось бы, какая связь между пальцами и языком? Оказывается, самая непосредственная. Весь многовековой опыт логопедии (а эта наука своими корнями уходит в античность) свидетельствует о том, что развитие мелкой моторики и речь находятся в прямой зависимости. Именно поэтому логопедические занятия для детей 4 лет всегда включают в себя упражнения для пальчиков, и, развивая речь ребенка дома, об этом блоке нельзя забывать.

Гимнастика для пальчиков у таких маленьких детей проводится не в виде физкультуры, а в виде игры. Ребенку предлагают «сделать» ручками ежика, кошечку, цветочек, шарик или флажок, показать, как птичка пьет водичку или машет крылышками и т.п.

Конкретный комплекс пальчиковых игр разработает логопед, задача родителей - строго выполнять их, уделяя игровому развитию мелкой моторики как минимум пять минут в день.

Артикуляционная гимнастика с картинками

Следующий вид упражнений - артикуляционная гимнастика . Ее задача состоит в развитии и укреплении мышц языка и губ, чтобы они стали сильными, гибкими и хорошо «слушались» своего хозяина.

Особенность этих занятий по логопедии для детей 4 лет состоит в том, что они проводятся перед зеркалом, чтобы ребенок видел, как работают его лицевые мышцы, в каком положении находится язык и т.п. В первый раз логопед покажет родителям малыша, как правильно выполнять упражнения, в дальнейшем эта работа будет проводиться дома самостоятельно.

Регулярность гимнастики - ежедневно. Лучше уделить этому занятию два раза в день по 5-7 минут, чем мучить ребенка четверть часа подряд и потом оставить в покое до завтра. Под контролем родителей малыш облизывает губки язычком, как будто только что полакомился сладким вареньем, «чистит» зубки, но не щеткой, а языком, изображает с его помощью качели и т.п.

Развитие фонематического слуха

Очень важной частью занятия является развитие речевого (или фонематического) слуха. Наша задача - научить малыша слышать и распознавать звуки.

Заниматься подобными упражнениями с детьми в возрасте 4 лет - сплошное удовольствие. Можно придумать массу логопедических игр, можно своими руками сконструировать необходимые для этого атрибуты, а можно привлечь к такому изготовлению малыша, тогда у него заодно будет развиваться мелкая моторика, приобретаться полезные навыки и расширяться кругозор.

  1. Предложите ребенку послушать, как «звучат» те или иные предметы (шуршит бумага, стучат деревянные ложки, звенит стекло о стекло). Затем малыш должен распознать те же звуки, но уже с закрытыми глазами.
  2. Подберите в интернете видео, где звучат голоса различных животных или птиц. Покажите их ребенку и снова предложите распознать «зверя» по голосу с закрытыми глазами.
  3. Таким же образом отыщите видео или звукозапись с различными шумами - моря, леса, городской улицы. Дайте их послушать малышу и попросите его распознать источник каждого звука (автомобиль, мотоцикл, поезд, волна и т.п.).
  4. Завяжите ребенку глаза и двигайтесь по комнате с колокольчиком, стараясь не шуметь. Задача малыша - безошибочно показать пальчиком, откуда конкретно доносится звон.
  5. Предложите малышу сымитировать звуки, которые издают различные звери. Обращайте внимание ребенка не только на вид, но и на возраст животного (возможно, маленький котенок еще не умеет говорить «мяу», он только жалобно и тоненько пищит, причем не может делать это очень громко, ведь он совсем кроха). Для такого занятия по развитию речи хорошо использовать специальные логопедические картинки или игрушки в виде животных - ребенку в 4 года это будет намного легче и интереснее.
Одним из упражнений по развитию фонематического слуха является так называемая логопедическая ритмика . Придумайте интересную песенку, исполнение которой сопровождается определенными движениями (вспомните или пересмотрите фильм «Лысый нянь» с Вином Дизелем, там есть очень яркий пример такой логоритмики).

Фантазируйте, не ограничивайтесь упражнениями, которые для вашего ребенка придумал логопед, и тогда ваш малыш будет воспринимать занятия как интересную игру и с нетерпением ждать ее!

Развитие речи

Речь, как и мускулатуру, нужно развивать. Словарный запас ребенка должен пополняться постоянно, но как это сделать, если малыш целыми днями выполняет одни и те же рутинные действия? Постарайтесь наполнить жизнь своей крохи новыми впечатлениями, и тогда его речь будет обогащаться сама собой, без дополнительных усилий с вашей стороны.

Предложите ребенку составить интересный и увлекательный рассказ на тему: как я провел лето (разумеется, это сработает только в том случае, если малышу действительно есть что вспомнить). Подобные логопедические задачки для детей 4 лет намного интереснее и, что немаловажно, эффективнее, чем методичные занятия перед зеркалом.
Учите с ребенком стихи и скороговорки, читайте ему сказки, рассказывайте увлекательные истории и просто общайтесь. Не забывайте, что в этом возрасте словарный запас малыша делится на две части: слова, которые малыш использует во время речи, и слова, которые он пока не повторяет, но уже понимает. Старайтесь использовать в своих рассказах как можно больше новых слов и не ленитесь объяснять их значение. Развивая пассивный словарный запас малыша, вы тем самым, хотя и более медленно, расширите и активный.

Упражнения для постановки звука «р»

Для детей 4 лет, которые не выговаривают отдельные буквы, используются специальные упражнения. Например, в этом возрасте малыши очень часто не справляются , просто пропуская ее либо заменяя на «л», также трудности возникают с шипящими «ш», «щ». С этим очень хорошо помогают справиться логопедические стишки. Их существует огромное множество, они классифицированы по конкретным проблемным звукам, наиболее удачные можно подобрать по своему вкусу в Сети, даже не прибегая к помощи логопеда.

Важно! Проблема со звуком «р» часто имеет физиологический характер (недостаточное развитие так называемой «уздечки», в связи с чем язык не достает до неба, и малыш объективно не может «рычать»). Именно по этой причине не выговаривающих «р» детей обычно советуют все же показать специалисту. Для самоконтроля прислушайтесь, возможно, ваш малыш «глотает» букву «р» не всегда, а только в отдельных звуках, тогда, вероятнее всего, нужно просто потренировать навык.

Упражнений на «р» разработано множество. Вот несколько из них:
  1. Ребенок должен открыть рот и прижать язык к основанию верхних зубов. В таком положении несколько раз подряд нужно произнести звук «д». Далее задача усложняется. Все то же самое сопровождается выдыханием воздуха с направлением его на кончик языка. Смысл в том, чтобы малыш запомнил вибрацию, которая возникает при выполнении упражнения. Именно она присутствует при произношении звука «р».
  2. Произносим «ж» с широко открытым ртом, постепенно поднимая язык к верхним зубам. Взрослый в это время аккуратно помещает под язык ребенка специальный шпатель и делает им движения в стороны, чтобы создать вибрацию. Задача ребенка - подуть на язык.
  3. Малыш затягивает язык назад и произносит «за», а взрослый вводит под язык шпатель так же, как в прошлом упражнении. Если выполнить прием правильно, звучать будет именно «р», и ребенок должен запомнить это ощущение.

Упражнения для постановки шипящих

Из всех шипящих легче всего «договориться» со звуком «ш», с него обычно и начинают постановку. Малышу предлагается сказать «са», медленно поднимая язык к основанию верхних зубов, пока не раздастся шипение. Теперь с выпусканием воздуха из легких ребенок добавляет «а», чтобы произнести «ша». Помочь преобразовать «са» в «ша» должен взрослый, используя все тот же шпатель. Запоминаем ощущения и оттачиваем навык.

«Щ» также начинаем с простого «с». В постановке участвует шпатель, с помощью которого взрослый помещает язычок в правильное положение.

Для постановки «ч» произносим «т» с выдохом, а взрослый шпателем отодвигает язычок назад.

Не забываем о зеркале, а также не устаем показывать ребенку правильную технику произношения.

Ваш малыш очень хочет справиться с поставленной задачей, чтобы вы могли им гордиться! А еще дети - это природные подражатели. Поэтому если у четырехлетнего ребенка имеются речевые нарушения, но при этом никаких других патологий не выявлено, проблема решится очень быстро, если вы проявите терпение и уделите своему чаду немного внимания и любви.

У дошкольников часто встречается неправильное произношение или отсутствие некоторых звуков. Для родителей важно не упустить момент для занятий. Для этого необходимо не только проконсультироваться со специалистами, но и читать специализированную литературу.

Стоить помнить о том, что для красивой и правильной речи заниматься необходимо ежедневно . И чем раньше начать занятия, тем лучше. Причем логопедические упражнения для детей, разработанные логопедами, полезны не только детям, у которых есть дефекты произношения. Они будут полезны и детям без трудностей с произношением.

Обычно в 4-5 лет у детей формируется чистое произношение. Но могут возникать сложности с отдельными звуками. Это звуки «р», «л» и шипящие. Бытует мнение, что подобные дефекты пройдут со временем без постороннего вмешательства. Но это совсем не так. И занятия, даже дома с мамой, просто необходимы.

В 5-6 лет малыш должен иметь определенные навыки:

Если что-то из перечисленного выше вызывает у ребенка затруднения, то нелишним будет посещение специальных курсов или выполнение логопедических заданий дома. Плюсы в посещение логопедических центров в том, что с ребенком будет заниматься профессиональный логопед. Но его работа часто стоит достаточно дорого. Поэтому любящие родители могут изучить необходимые материалы и заниматься с ребенком дома. Плюсом будет то, что ребенок не будет чувствовать себя не комфортно из-за незнакомой обстановки и общения с незнакомым человеком.

Виды дефектов

Нарушений речи может быть огромное количество. Ведь у каждого ребенка они уникальны. Но делятся они на основные 7 видов:

Развитие с пеленок

Не стоит удивляться тому, что развитием речи необходимо заниматься с первых месяцев жизни. К этому относится развитие мелкой моторики. Ведь именно она способствует развитию отделов головного мозга, отвечающих за речь.

Особенно полезны пальчиковые игры, массаж ладошек, игры с различными фактурами. Ребенку полезно рисовать (особенно пальчиковыми красками), лепить из глины и пластилина, собирать пазлы и мозаики, строить из конструкторов, играть в шнуровки и нанизывать бусины. Особенно полезно делать все это в компании родителей.

Необходимо с первых дней разговаривать с малышом. К этому можно приобщить братьев и сестер. Необходимо читать ему книги, рассказывать сказки и стихи. Еще можно озвучивать свои действия.

Когда пора к логопеду?

В современном мире живое общение и чтение книг отошли на второй план. Их место заняли телевизор и интернет . Дети чаще смотрят мультики, чем слушают сказки. И это может пагубно отразиться на их речевом развитии.

Дефекты звукопроизношения встречаются чаще. Но родители из-за ограниченного общения с детьми не всегда могут заметить проблему. Или замечает поздно. А логопедические проблемы требуют безотлагательного вмешательства. И чем раньше это произойдет, тем быстрее от нее можно будет избавиться.

Логопедические занятия дома

Мама может обратиться с проблемой как к специалисту, так и к специализированной литературе. На сегодняшний день написано большое количество книг по логопедическому развитию.

Для того чтобы логопедические упражнения для детей 5-6 лет дома были успешны и принесли результат, необходимо соблюдать определенные правила:

Этапы занятий дома

При проведении занятий необходимо соблюдать определенный порядок .

  1. Пальчиковая гимнастика. При занятии необходимо не просто просить ребенка повторить какие-либо действия. Гораздо эффективней будет разучивание специальных стишков («Сорока-ворона», «Бегемот»). Они чаще всего короткие, и ребенку будет интересно выполнять упражнения с одновременным проговариванием. Не менее полезно для развития мелкой моторики играть с мелкими предметами и разными фактурами, например, с крупой, различными тканями;
  2. Артикуляционная гимнастика. Упражнения должны быть направлены на развитие и укрепление мышц. Без этого не стоит начинать ставить ребенку звуки. Упражнения могут быть динамичными (когда губы и язык двигаются постоянно при выполнении упражнений) и статическими (когда они занимают определенное положение и удерживают его несколько секунд). Данные упражнения сложнее выполнить малышу, но они очень важны. Именно благодаря им мышцы готовятся к произношению определенных звуков.
  3. Развитие фонематического слуха. Так как ребенок учится, воспринимая речь других, то важно чтобы они говорили правильно. Данные упражнения в основном основаны на звукоподражании.

После того как выполнена гимнастика, можно заняться постановкой звуков. Самыми коварными логопеды считают шипящие, «р» и «л». ребенок может просто пропускать их в словах. В этом нет ничего страшного. Со временем он их освоит. Но когда на их место малыш ставит звуки с более легким произношением, то пора вмешиваться специалисту или родителям.

Постановка звука «р»

При сложностях с произношением «р» обязательна консультация логопеда, так как причиной может быть короткая уздечка . В этом случае ее необходимо будет подрезать в медицинском учреждении.

Если длина уздечки нормальная, то у ребенка нарушен фонематический слух, который может зависеть от генетики, или плохо развит артикуляционный аппарат. Это устраняется упражнениями. Но не стоит беспокоиться, если ребенок в 2-4 года не выговаривает сложный звук. Начинать занятия следует, если ситуация не измениться к 5 годам .

Постановка звука «л»

Основные упражнения на артикуляцию:

  1. Разговор индюшки. Открыть рот, двигать в стороны языком, произнося при этом «бл-бл», имитируя голос рассерженного индюка.
  2. Гамак. Это для языка своеобразная растяжка. Его кончик упирать нужно попеременно в верхние и нижние зубы и задерживать положение как можно дольше. Язык в это время должен напоминать своеобразный гамак.
  3. Лошадь. Пощелкивание языком верхнего неба обычно дается деткам легко и они выполняют его с большим удовольствием.
  4. Грибочек. Язык нужно упереть всей поверхностью в верхнее нёбо, а челюсть опустить вниз. При этом уздечка сильно натягивается.
  5. Гул самолета. Ребенок должен изобразить, как гудит самолет. Язык в это время нужно прижать к верхним зубам, а не располагать между.

Постановка шипящих звуков

Самые простые логопедические упражнения для тренировки произношения шипящих звуков - подражание насекомым и животным в игровой форме . Например, ребенку можно предложить полетать как комарик или оса, произнося в это время звук «с-с-с» или «з-з-з».

Если предложить ребенку стать паровозиком, то можно тренировать произношение звука «ч-ч-ч». тренировать звук «ш-ш-ш» можно, изображая распиливание дров или шум прибоя.

Для занятий удобно использовать картинки . Взрослый показывает изображение комара, паровоза, прибоя, а ребенок озвучивает предмет, изображённый на картинке.

Для логопедических занятий с детьми лучше выбирать игровые формы. А так как дети любят подражать, то взрослому обязательно нужно показывать, как выполнять упражнение правильно. При этом ребенок не только должен слышать произношение, но и видеть мимику взрослого. Поэтому необходимо разговаривать с ребенком на одном уровне. Но главное, чтобы малышу было интересно заниматься. Тогда упражнения обязательно принесут положительный результат.