Силуэт богородских игрушек. Богородская игрушка

« Богородские игрушки » .

Цель : формирование знаний детей о Богородской игрушке .

Задачи :

Образовательные :

Познакомить воспитанников с богородской народной игрушкой – как произведением русского народного искусства.

Привлечь внимание детей к игрушке , способствовать пониманию ее содержания.

Научить видеть красоту деревянной богородской игрушки , ее занимательность.

Развивающие :

Развивать интерес к народной игрушке , к прошлому.

Развивать умение отличать богородские игрушки .

Воспитательные :

Воспитывать бережное отношение к игрушке , интерес к ее изготовлению, к народным умельцам - мастерам - резчикам по дереву.

Создать условия для формирования эмоциональной отзывчивости на средства художественной выразительности.

Способствовать получению детьми положительных эмоциональных впечатлений от совместной игры с народными игрушками .

Планируемые результаты : дети знакомятся с Богородскими игрушками ; знакомятся с историей промысла (с тем, как народные умельцы их изготавливали, из каких пород дерева) ; получают удовольствие и положительные эмоции от игры с Богородскими игрушками

Словарь новых слов : игрушечное ремесло , купец.

Оборудование и материалы : альбомный лист, простой карандаш, цветные каандаши.

Богородские игрушки : дергунчики курочки клюют пшено, Мишка, свистульки.

Иллюстрации с росписью.

Воспитатель : Здравствуйте, ребята! Посмотрите внимательно, какие игрушки лежат перед вами ?

Дети : Красивые расписные игрушки .

Воспитатель : Из чего они сделаны?

Дети : Из дерева.

Воситатель : Совершенно верно! Эти игрушки сделаны из дерева , с давних времен ремесленники села Богородское ножом вырезали их из мягких пород дерева - ольхи, липы, осины. Говорят, в маленькой деревеньке жила крестьянская семья. Людьми они были бедными и многодетными. Мать решила позабавить ребятишек и сделать им куклу. Сшила из ткани, но через несколько дней дети разорвали игрушку . Сплела из соломы, да уже к вечеру кукла рассыпалась. Тогда взяла женщина щепку и вырезала игрушку из дерева , а дети прозвали ее Аука. Долго играли ребята с игрушкой , а потом кукла им наскучила. И отец отвез ее на ярмарку. Там нашелся купец, человек который приходит за покупками на ярмарку. Купцу игрушка показалась занятной , и заказал крестьянину сделать много таких игрушек . С тех пор, рассказывают, большинство жителей деревни Богородское и занялись “ игрушечным” ремеслом , то есть изготавливать деревянные игрушки .

Воспитатель : А что необычного в этих игрушках ?

Дети : Они не такие как наши игрушки , сделаны из дерева.

Воспитатель : Давайте немного поближе рассмотрим Богородцкие игрушки .

Воспитатель демонстрирует клюющих курочек.

Встрепенется петушок.

О дощечку стук да стук.

Вместе с курами тук-тук.

Никогда не устают.

Куры зернышки клюют,

А яичек не несут.

Вот какие странные

Куры деревянные!

Дети : рассматривают игрушки .!

Воспитатель : Так же народные мастера делали и всеми любимые свистульки.

Воспитатель : Ребята, давайте поиграем с вами в игру «Лавка народных игрушек » . Чтобы продавец продал вам какую-нибудь игрушку , нужно описать ее, назвать ее отличительные черты. Ее должен угадать «продавец» . Постарайтесь не только правильно описать словами игрушку , но и быть вежливыми покупателями. Покупатели могут поиграть с Богородскими игрушками .

Дети делятся на две команды : продавцы и покупатели. Покупатели описывают строение игрушки , цвета, которыми игрушка раскрашена , продавцы отгадывают и дают поиграть.

Воспитатьль: А теперь давайте попробуем с вами нарисовать, наши деревянные

игрушки. Дети выполняют работу.

Тема: «Знакомство с Богородской игрушкой»
Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Возраст детей : старшие дошкольники.
Программные задачи:
1. Познакомить детей с Богородскими народными игрушками, их особенностями, видами, технологией изготовления, назначением;
2. Развивать интерес детей к народным игрушкам, внимание, воображение, речь.
3. Воспитывать любовь, бережное отношение к изделиям мастеров; формировать интерес и желание самим сделать игрушку по типу богородской.

Ход занятия

Воспитатель : Ребята, сегодня у нас с вами необычная встреча, я хочу вас пригласить на небольшую выставку народной игрушки.
Русский народ издавна любил создавать игрушки для своих детей. Что такое игрушки?
Дети : Игрушка -это вещь, с которой можно поиграть.
Воспитатель : Правильно, посмотрите сколько у нас здесь игрушек и все они разные, некоторые из них вам уже знакомы (на полке расположены разные игрушки).
Воспитатель : Сегодня я вас хочу познакомить с Богородскими игрушками и рассказать историю о них.

Воспитатель приглашает детей присесть и посмотреть презентацию о Богородской игрушке

Воспитатель : Эта игрушка создана народными умельцами. Близ старинного подмосковного города Сергиева-Посада, на высокой горе, среди лесов и полей раскинулось село Богородское.

Воспитатель : Богородской деревянной игрушке около 350-400 лет. Легенда гласит, что давным-давно в селе жила семья. Задумала мать позабавить своих деток. Вырезала она из чурбачка фигурку и назвала ее Аука. Дети порадовались, поиграли и закинули Ауку за печку. Раз муж собрался на ярмарку и говорит: «Возьму-ка я Ауку на базар и покажу ее там продавцам». Ауку купили и еще попросили сделать такие игрушки. С тех пор и появилась резьба игрушки в Богородском селе и стала она называться «Богородская игрушка».


Воспитатель : Основное отличие богородской деревянной игрушки - щеповая резьба (маленькими кусочками отщепывается дерево). Именно она создаёт фактурную поверхность, похожую на шерсть животных.

Воспитатель : Что за игрушка изображена?

Дети: Мишка.

Воспитатель: Правильно, сейчас мы проведем пальчиковую гимнастику, которая так и называется "Мишка"

Пальчиковая игра «Мишка»
Туки-туки, мишка (постукивание кулаками друг о друга)
В свой бежит домишко (бегают пальчиками).
Забегает во двор
И калитку на запор! (сцепить руки в замок)
Спрятался в домишко (руки над головой, изображая крышу)
Наш мохнатый мишка.
Мишка очень любит спать,
Лапу толстую сосать (обе руки складывают возле уха).

Воспитатель : Такие игрушки мастера делали своими руками, сначала для своих детей, а затем и для других детишек. В умелых руках резчиков осиновые, липовые и березовые чурочки превращаются в чудесные фигурки.
Для изготовление богородской игрушки нужна хорошо просущенная на открытом воздухе древесина липы. Это мягкое дерево хорошо подходит для резки игрушек. После просушки дерево отправляется на зарубку. Обрабатывают будущую игрушку вручную или на токарном станке.
Заготовку изделия сначала вырубают топором или выпиливают ножовкой по шаблону.

(СЛАЙД 5)


Воспитатель : Следующий этап - обрезка специальным богородским ножом. Ручку всех инструментов мастера делают сами - по своей руке. Инструменты строго индивидуальны, как расчёска или зубная щётка.

Воспитатель : Потом деревянную игрушку доводят до совершенства разными стамесками

Воспитатель : Гнущиеся части делают из ивы, а соединяют детали дубовыми штырьками, промазанными клеем ПВА.
В конце покрывают готовое изделие воском и лаком или цветными морилками.

Воспитатель : Богородские изделия бывают некрашеные, сохраняющие природный цвет дерева. Некоторые игрушки расписные.


Воспитатель : Ребята, мы очень много просмотрели видео, поэтому наши глазки устали и нам нужно дать им дать отдохнуть.

«Отдыхалочка»
Мы играли, рисовали (выполняется действия, о которых идет речь)
Наши глазки так устали
Мы дадим им отдохнуть,
Их закроем на чуть - чуть.
А теперь их открываем
И немного поморгаем.

Воспитатель : Народные умельцы создают из дерева реалистические образы окружающего мира. Это липовые фигурки людей, животные, часто из народных басен, историй, сказочные персонажи.


Воспитатель : Особенно интересны игрушки с движением: на планках. Эти незамысловатые, но всегда остроумные по конструкции приспособления делают игрушку живой, выразительной и особо привлекательной.
Стоит подвигать планками и тут же начинается бойкая работа.

В то далёкое время ни одна ярмарка на Руси не обходилась без дрессированного медведя. Именно отсюда образ медведя впервые попал в игрушку, в которую, можно было играть.

Игрушке «Кузнецы»

(фигурки человека и медведя, которые поочередно бьют молотками по наковальне)

уже более 300 лет.


Воспитатель : А сейчас мы с вами немного отдохнем

Физкультминутка
Я прошу подняться вас- это раз,
Повернулась голова- это два.
Руки вниз, вперед смотри - это три,
Руки в стороны - четыре,
С силой их к плечам прижать - это пять.
А теперь тихонько сесть - это шесть.

Воспитатель : Вот мы и познакомились с богородской игрушкой, а теперь я приглашаю вас в мастерскую.

Дети проходят в мастерскую, садятся за столы

Воспитатель :
А сейчас, дорогие ребята,
На минутку закройте глаза.
Позабудьте заботы, усталость,
Ведь начнутся сейчас чудеса.

Воспитатель : Я раздала вам трафареты богородской игрушки «Кузнецы», но она не раскрашена, поэтому вы сейчас побудите в роли мастеров и раскрасите ее.

Дети за столами выполняют задание - раскрашивают «игрушку»








Воспитатель : Молодцы, сейчас мы сделаем выставку ваших работ.

Воспитатель : Ребята посмотрите, какая яркая выставка у нас получилась. Теперь мы можем подвести итог. О каких игрушках вы сегодня узнали? Почему игрушки называют Богородскими? Из какого материала изготавливают эти игрушки? Какая игрушка вам понравилась больше всех?

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Пёстрые деревянные курочки на подставке, фигурки кузнецов, мужика и медведя, – потяни за планку, и они застучат молоточками по маленькой наковальне. Забавные игрушки, известные на Руси с незапамятных времён, стали основным народным промыслом для жителей подмосковного села Богородское, расположенного в 29 км. от Сергиева Посада. Игрушечные промыслы Сергиева Посада и села Богородского специалисты называют двумя ветвями на одном стволе. Действительно, промыслы имеют общие корни: традиции древней столпообразной пластики и школы объемной, рельефной резьбы по дереву при Троице-Сергиевой Лавре, известной с XV столетия. Село Богородское со временем стало самобытным центров народного творчества в истории русского прикладного искусства. Богородские резчики – участники многочисленных выставок; их произведения отмечались золотыми медалями на всемирных выставках в Париже, Нью-Йорке, Брюсселе. Игрушка «Крестьянин и курочка» находится в Историческом музее Москвы, композиция «Как мыши кота хоронили» – в Музее народного искусства, игрушка «Кавалер и дама», «Царь Додон и звёздочка» – в Русском областном.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект воспитательно-образовательной деятельности по ознакомлению с Богородской игрушкой детей средней группы.

Конспект работа с детьми. Цель: формирование знаний о Богородской игрушке.Задачи: воспитывать патриотические чувства детей, обогащать знания детей о народных игрушках, развивать умени...

Семь маленьких сказок про Богородские игрушки

Уважаемые родители и воспитатели детских садов! Предлагаем Вашему вниманию семь маленьких сказок про богородские игрушки.Эти сказки помогут расширить представление детей о народной игрушке,...

Татьяна Кривоногова

Программное содержание:

1. Формировать знания детей о Богородской игрушке.

2. Познакомить детей с Богородской народной игрушкой – как произведением русского народного искусства.

3. Научить видеть красоту деревянной Богородской игрушки, ее занимательность.

4. Развивать интерес к народной игрушке.

5. Воспитывать бережное отношение к игрушке, интерес к ее изготовлению, к народным умельцам - мастерам - резчикам по дереву.

Материалы: Листы бумаги формата А 4, простые карандаши, ластики, цветные карандаши, фото иллюстрации или картинки с изображением Богородской игрушки.

Ход образовательной деятельности:

1. Организационный момент. Беседа с детьми.

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

Мишки, кубики, машинки

И конструкторы большие,

И мячи и безделушки –

Это все мои - (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, игрушки. Ребята, а у вас есть игрушки? В какие игрушки вы любите играть? (ответы детей)

Воспитатель показывает иллюстрации с изображением Богородской игрушки и задает вопросы:

Воспитатель: Ребята, посмотрите, а какие игрушки вы видите здесь?

Дети: Красивые расписные игрушки.

Воспитатель: Из чего они сделаны, как вы думаете?

Дети: Из дерева.

Воспитатель: Совершенно верно! Эти игрушки сделаны из дерева, с давних времен ремесленники села Богородское ножом вырезали их из мягких пород дерева - ольхи, липы, осины. Говорят, в маленькой деревеньке жила крестьянская семья. Людьми они были бедными и многодетными. Мать решила позабавить ребятишек и сделать им куклу. Сшила из ткани, но через несколько дней дети разорвали игрушку. Сплела из соломы, да уже к вечеру кукла рассыпалась. Тогда взяла женщина щепку и вырезала игрушку из дерева, а дети прозвали ее Аука. Долго играли ребята с игрушкой, а потом кукла им наскучила. И отец отвез ее на ярмарку. Там нашелся купец, человек который приходит за покупками на ярмарку. Купцу игрушка показалась занятной, и заказал крестьянину сделать много таких игрушек. С тех пор, рассказывают, большинство жителей деревни Богородское и занялись «игрушечным» ремеслом, то есть изготавливать деревянные игрушки.

Воспитатель: А что необычного в этих игрушках?

Дети: Они не такие как наши игрушки, мягкие, а сделаны из дерева.

Воспитатель: Да ребята, Богородские игрушки добрые, забавные, «живые». Потянешь за верёвочку улыбчивого Мишку - дергунчика, и он, приветствуя нас, раскинет в стороны лапы. Кузнецы Мишка и Мужик - бьют молоточками по наковальне, если поочерёдно двигать планки. Мишка - дровосек крепится на подставке тумбочке, внутрь которой вставлена пружинка, которая приводит фигурку в действие.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, медведь из сказки сильным стал?

Дети: Да

Воспитатель: А как мы можем еще с вами стать сильными?

Дети: Нужно делать зарядку

Воспитатель: Совершенно верно, давайте и мы с вами сделаем зарядку

Физкультминутка.

Каждый день по утрам делаем зарядку (ходьба на месте).

Очень нравится нам делать по порядку:

Весело шагать (ходьба, руки поднимать (руки вверх,

Приседать и вставать (приседание 4-6 раз,

Прыгать и скакать (10 прыжков).

2. Рисование Богородской игрушки - медведя

Воспитатель: А теперь давайте попробуем с вами нарисовать деревянную

игрушку. Героем многих композиций является медведь, поэтому его мы и будем учиться сегодня рисовать. Прежде чем начать рисовать мишку, давайте его внимательно рассмотрим.

Показ изображения Богородского медведя.

Воспитатель: Рассмотрим сначала туловище. Какой формы туловище? (овальной). Что еще есть у мишки? (голова). А какой формы голова? (круглой). Не забывайте, если смотреть сбоку, то мордочка у него удлиненная. Где расположена голова? (если дети затрудняются, воспитатель отвечает, что голова расположена впереди (выше) туловища, и соединена с ним мощной короткой шеей). На что похожи лапы у медведя, какой они формы (овальные, но удлиненные? Где находятся лапы у медведя (внизу туловища? Сколько лап у медведя (2 передние и 2 задние лапы? Что есть на голове у мишки (уши? Какой они формы? (полукруглой). А уши у мишки большие или маленькие? (маленькие). Что еще есть на голове у мишки (глаза, нос? Рассмотрите внимательно лапы у мишки, что на них есть (когти? Ребята, а медведи какого цвета? (коричневого, бурого). Глаза, носик и когти какого цвета? (черного). Молодцы, вы внимательно рассмотрели мишку.

Показ воспитателя способа рисования. Рисование Богородского медведя простым карандашом.

Воспитатель: Прежде, чем разукрашивать нашего мишку цветными карандашами, давайте разомнём наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Кто спит зимой?»

Медведь в берлоге крепко спит, (сжимают пальцы правой руки в кулачок, начиная с большого)

Всю зиму до весны сопит.

Спят зимою бурундук,

Колючий ёжик и барсук.

Только заиньке не спится - (показывают мизинец, вращая им)

Убегает от лисицы.

Мелькает он среди кустов, (пальцы левой руки изображают клацающую мордочку лисы, догоняющей зайца)

Напетлял и был таков!

Самостоятельная деятельность детей. Разукрашивание Богородского медведя цветными карандашами.

3. Итог. Оформление выставки.

Воспитатель: Ребята, что вам понравилось сегодня?

А что - нет?

В чем испытали трудности? (Ответы детей.)

Воспитатель проводит выставку детских работ.

Дети рассматривают рисунки и делятся впечатлениями, выражают свое мнение.




Публикации по теме:

Интегрированное занятие в второй младшей группе «Богородская игрушка - медведь» музыкальный руководитель Терехова Наталья Александровна воспитатель Вострякова Юлия Викторовна Интеграция образовательных областей: речевое.

Конспект совместной образовательной деятельности по рисованию с детьми в старшей группе «Осьминог» Конспект совместной образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». рисование «Осьминог»,.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по рисованию в старшей группе «Весна пришла» Конспект непосредственно-образовательной деятельности по рисованию в старшей группе. Воспитатель: Матвеева Надежда Николаевна Место работы:.

Цель: Формирование у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к культуре и традициям. Задачи:.

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Богородская игрушка» Программное содержание: 1. Познакомить детей с богородской игрушкой. 2. Развивать умение сравнивать, анализировать, устанавливать причинно.

История богородской деревянной игрушки насчитывает больше 350 лет. Известны изделия во всем мире, и по достоинству их в свое время оценили не только дети, но и скульпторы с мировым именем. Отличительная особенность богородской игрушки – это отсутствие явных деталей и строгих резных форм в изделиях скульптурного плана. Благодаря такому способу изготовления игрушка развивала у детей творчество и фантазию, и в течение длительного времени не надоедала им.

Не менее интересными были подвижные игрушки. Их продуманная конструкция длительное время работала и не ломалась.

Богородская игрушка получила свое название от села, в котором проживали мастера, делающие деревянные заготовки. Богородская игрушка настолько прочно вошла в жизнь местного населения, что одно из изделий стало символом поселка и изображено на его гербе. Это подвижная игрушка с мужиком и медведем.

История промысла

Изготовлением богородской игрушки начали заниматься в XV – XVI веках, в одноименном селе близ Сергиева Посада, Московской области. Изначально мастера по обработке и художественной резке дерева трудились по заказам скупщиков. Они готовили основу, которую уже после раскрашивали в Сергиевом Посаде.

Окончательно, как промысел, изготовление богородских игрушек сформировалось в конце XVIII – начале XIX века, когда весь процесс изготовления игрушек был передан мастерам из села Богородское. Их они разрабатывали, определяясь с тематикой, изготавливали основы и при необходимости расписывали.

Вначале XX века в этом же селе организовали артель, в которой готовили мастеров резки игрушек, передавая им накопленные знания, техники и умения. Из-за войны и экономических неурядиц, артель временно закрывалась, и после с новой силой заработала уже в советское время.

Богородские деревянные игрушки активно экспортировали в страны Европы. Вначале тематики были представлены бытом простого народа, позже, после окончания Второй мировой войны, мастера ушли в сказочную тематику. В более поздние годы на появление сюжетов для изготовления игрушек, влияние оказывали события, происходящие в стране, например, отправка человека в космос, популяризация спорта и т.д.

Виды богородских игрушек

Богородские деревянные игрушки были двух видов:

1. Скульптурная игрушка

2. Подвижная игрушка

Фигурки скульптурного плана отличались отсутствием четко выраженных черт. В них дети, ввиду развития собственной фантазии, могли видеть мишку, лису и прочих животных.

Также вырезались богородскими мастерами игрушки с движущимися конструкциями. Фигурки крепились мастерами на плашки, которые двигались относительно друг друга, также внутрь их отправлялись пружины с кнопками, а еще одна часть игрушек представляла собой фигурки, закрепленные на плашке с противовесом на нитях.

Наиболее известные богородские деревянные игрушки – это:

Кузнецы , закрепленные на плашках;

Пляшущий мужичок с пружиной внутри;

Курочки , клюющие зерна на кругу с противовесом.

Сюжетом для изготовления игрушек выбирались эпизоды из обычной жизни, нередко освещались ремесла и профессии того времени. Например, сапожник изображался в момент изготовления сапог, пряха сидела с веретеном за прялкой, лесорубы рубили дрова, гусары восседали на конях, барышни изображались цветками в руке. В более поздних сюжетах появлялись медведи в сопровождении космических спутников, пылесосы, чистящие ковры, футболисты и т.д.

Технология изготовления

Традиционно богородские деревянные игрушки вырезали из массива липы. Среди всех деревьев, эта древесина наиболее мягкая и податливая.

Вначале заготовленные и высушенные стволы распиливали на чурки и только после этого они отправлялись в работу к мастерам.

Чурки ремесленники раскалывали самостоятельно, парой взмахов на четыре части. Именно такой формы заготовки были наиболее удобными для работы. Вырезали фигурки с помощью специальных богородских ножей и напильников. Из цельного куска делались дорогие виды игрушек, а из оставшихся щеп изготавливали игрушки попроще.

При отборе чурок старались брать те, в которых сучков было наименьшее количество, так как древесина с сучками сложна в обработке для данного вида промысла. Мастерами по резьбе дерева выступали, как правило, мужчины.

Роспись богородской игрушки

(Цветные (росписные) богородские игрушки )

После заготовки всех элементов игрушки, она собиралась и отправлялась на роспись. Если композиция представляла собой не единую конструкцию, а была собрано из множества фигур либо щеп, крепили элементы между собой при помощи клея ПВА и деревянных штапиков.

Чаще всего встречались богородские игрушки, которые не были окрашены вовсе. Они позволяли детям развивать фантазию. Если же игрушки расписывались, краски мастерами брались яркие, насыщенные и очень сочные. В игрушках прослеживались элементы хохломской и городецкой росписи, но при этом они были лишены характерных для данных техник мелких деталей, так как игрушки были рассчитаны на детей.