Лев толстой пришла весна. Короткие рассказы для детей

Альбина Латипова
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию «Пришла весна, потекла вода»

Вторая группа раннего возраста.

Тема "Пришла весна, потекла вода" Л. Н. Толстой

Цели:

Учить детей слушать литературное произведение без наглядного сопровождения;

Учить понимать вопрос по содержанию произведения и отвечать на него;

Развивать внимание, память и речевое дыхание;

Слушать небольшое стихотворение;

Воспитывать интерес к чтению.

Ход занятия

1. Вступительная часть.

Воспитатель читает стихотворение.

Солнце, землю нагревая,

Гонит с нашей горки лед.

Тает баба снеговая

И ручьями слезы льет!

2. Основная часть

Воспитатель задает детям вопрос:

Какое сейчас время года?

Дети: Весна

Воспитатель:

Правильно, весна. Весна - красна к нам пришла. Скажите мне, ребята, а снег на улице есть?

Дети: нет (он растаял).

Воспитатель: Тает снег, текут ручьи. Послушайте, что случилось с детьми возле ручья. Чтение рассказа "Пришла весна, потекла вода" Л. Н. Толстого.

«Пришла весна, потекла вода. Дети взяли дощечки, сделали лодочку, пустили лодочку по воде. Лодочка плыла, а дети бежали за нею, кричали, и ничего впереди себя не видали, и в лужу упали»

Обсуждение прочитанного рассказа.

Что сделали дети? (взяли дощечку и сделали лодочку).

Куда дети пустили лодочку? (пустили лодочку по воде).

Что делала лодочка? (лодочка плыла)

А дети? (дети бежали за ней)

Что случилось с детьми? (они кричали, бежали и в лужу, упали)

Детям было весело? (весело)

Воспитатель: Ой, а к нам кто-то стучится. Давайте посмотрим.

(воспитатель вносит куклу Машу в весенней одежде, у нее в руках лодочка).

Воспитатель: Дети, поздоровайтесь с Машей.

Дети: Здравствуй, Маша!

Воспитатель: Посмотрите, Маша гуляла. Давайте, посмотрим, как она одета? (рассматривают).

Воспитатель: Посмотрите, на кукле курточка, какая она?

Дети: Легкая, весенняя.

Воспитатель: Какого цвета?

Дети отвечают.

Воспитатель: А на голове у куклы шапочка, теплая?

Дети: Легкая, весенняя.

Воспитатель: Какого цвета?

Дети отвечают.

Воспитатель: А что на ногах?

Дети: ботиночки.

Воспитатель: Какого цвета?

Воспитатель: Правильно, кукла одета по - весеннему, на улице с приходом весны стало тепло и мы стали одеваться полегче.

3. Заключительная часть.

Воспитатель:

Дети, посмотрите, кукла принесла нам лодочки.

Вот у нас вода в тазике. Давайте запустим наши лодочки в воду. По воде плавают наши разноцветные лодочки. Чья же лодочка быстрее поплывет? (показать, как надо дуть).

Игра продолжается, до тех пор, пока все дети не поиграют.

Воспитатель: А сейчас мы возьмем свои лодочки и пойдем гулять. Будем пускать их на улице.

Публикации по теме:

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе «В гости к нам пришла Весна» Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе Образовательная область - речевое развитие «В гости к нам пришла.

Конспект образовательной деятельности детей второй группы раннего возраста «Весна пришла!» Программное содержание: уточнить представления детей о сезонных изменениях в природе, перелётных птицах; закрепить в речи детей названия.

Конспект образовательной деятельности детей 2 группы раннего возраста по итогам 2014-2015 года по теме ’’ Весна пришла! ’’ Программное.

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию «Притяжательные прилагательные» Конспект занятия в подготовительной логопедической группе. Тема: Притяжательные прилагательные. Цели: Коррекционно-образовательные: совершенствование.

Эти тексты будут полезны дошкольникам, только осваивающим науку чтения, а также ученикам начальной школы для закрепления навыков чтения. Тексты интересны, познавательны, будут доступны для самостоятельного чтения.

Короткие рассказы про весну

Весна
Солнце пригрело. Побежал ручьи. Прилетели грачи. Птицы выводят птенцов. Весело скачет по лесу заяц. Лисица вышла на охоту и чует добычу. Волчица вывела волчат на поляну. Медведица рычит у берлоги. Над цветами летают бабочки и пчелы. Все рады весне.

Весна

Весна долго не открывалась. Последние недели стояла ясная морозная погода. Днем на солнце таял снег. Вдруг потянуло теплым ветром. Надвинулся густой серый туман. В тумане полились воды. Затрещали льдины. Двинулись мутные потоки. К вечеру туман ушел. Небо прояснилось. Утром яркое солнце быстро съело тонкий лед. Теплый весенний воздух задрожал от испарений земли. Залились жаворонки над бархатом зелени и жнивьем. Высоко пролетели с весенним гоготаньем журавли и гуси. Заревели на выгонах коровы. Пришла настоящая весна.

Прекрасное время
Григорович Дмитрий Васильевич
Апрель идет к концу. Весна была ранняя. Снег сошел с полей. Зеленеют озими. Как хорошо в поле! Воздух наполнен песнями жаворонка. В ветках и стебельках движется свежий сок.
Солнце греет чащу и поля. В лесу и овраге тают остатки снега. Жужжат жуки. Река вступила в свои берега. Прекрасное это время - весна!

На мартовском солнышке
Автор: Абрамов Федор Андреевич
В затишье, на укромных лесных полянах, солнышко припекает, как летом. Подставишь ему одну щеку, хочется подставить и другую - приятно.
Греется на солнышке и ель рогатая, густо, от маковки до подола, обвешанная старыми шишками, греются березки-ластовииы, греется лесная детвора - верба.

Уже совсем весна
Автор: Чехов Антон Павлович
На улице совсем весна. Мостовые покрыты бурым месивом, на котором уже начинают обозначаться будущие тропинки; крыши и тротуары сухи; пол заборами сквозь гнилую прошлогоднюю траву пробивается нежная, молодая зелень.
В канавах, весело журча и пенясь, бежит грязная вода... Щепочки, соломинки, скорлупа подсолнухов быстро несутся по воде, кружатся и цепляются за грязную пену. Куда, куда плывут эти щепочки? Очень возможно, что из канавы попадут они в реку, из реки в море, из моря в океан...

Здравствуй, весна!
Соколов-микитов Иван Сергеевич
Потемнели дороги. Посинел на реке лед. Грачи поправляют гнезда. Звенят ручьи. Надулись на деревьях пахучие почки. Увидали ребята первых скворцов.
Стройные косяки гусей потянулись с юга. Высоко в небе показался караван журавлей. Ива распустила мягкие пуховки. Побежали по тропинкам хлопотливые муравьи. Выбежал на опушку заяц-беляк. Сидит на пеньке, глядит вокруг. Вышел большой лось с бородкой и рогами. Радостное чувство наполняет душу.

Тексты для чтения про лето

Лето
Наступило теплое лето. В саду поспела смородина. Даша и Таня собирают ее в ведерко. Затем девочки кладут смородину на блюдо. Мама будет варить из нее варенье. Зимой в холода дети будут пить чай с вареньем.

Летом в лесу
Автор: Ушинский Константин Дмитриевич
Хорошо в лесу в жаркий полдень. Чего тут только не увидишь! Высокие сосны развесили иглистые вершины. Елочки выгибают колючие ветки. Красуется кудрявая березка с душистыми листочками. Дрожит серая осина. Коренастый дуб раскинул вырезные листья. Из травы глядит глазок земляники. Рядом краснеет душистая ягодка.
Сережки ландыша качаются между длинными, гладкими листьями. Крепким носом стучит по стволу дятел. Кричит иволга. Мелькнула пушистым хвостом цепкая белка. Далеко в чаше раздается треск. Уж не медведь ли это?

Летний вечер

В далекой и бледной глубине неба только что проступали звездочки; на западе еще алело - там и небосклон казался ясней и чище; полукруг луны блестел золотом сквозь черную сетку плакучей березы. Другие деревья либо стояли угрюмыми великанами, с тысячью просветов, наподобие глаз, либо сливались в сплошные мрачные громады. Ни один листок не шевелился; верхние ветки сиреней и акаций как будто прислушивались к чему-то и вытягивались в теплом воздухе. Дом темнел вблизи; пятнами красноватого света рисовались на нем освещенные длинные тени. Кроток и тих был вечер; но сдержанный, страстный вздох чудился в этой тишине.

Какая бывает роса на траве
Автор: Толстой Лев Николаевич
Когда в солнечное утро, летом, идешь в лес, то на полях, в траве, видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами-и желтым, и красным, и синим. Когда подойдешь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листьях травы и блестят на солнце. Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат.
И капли катаются по листку и не мочат его.
Когда неосторожно сорвешь листок с росинкой, то капелька скатится, как шарик светлый, и не увидишь, как проскользнет мимо стебля. Бывало, сорвешь такую чашечку, потихоньку поднесешь ко рту и выпьешь росинку, и росинка эта вкуснее всякого напитка кажется.

Гроза в лесу
Толстой Алексей Николаевич
Но что это? Ветер внезапно налетел и промчался; воздух дрогнул кругом: уж не гром ли? Вы выходите из оврага... что за свинцовая полоса на небосклоне? Зной ли густеет? Туча ли надвигается? Но вот слабо сверкнула молния... Э, да это гроза! Кругом еще ярко светит солнце: охотиться еще можно. Но туча растет; передний ее край вытягивается рукавом, наклоняется сводом. Травы, кусты, все вдруг потемнело... Скорей! вон, кажется, виднеется сенной сарай... скорее... Вы добежали, вошли...
Каков дождик? Каковы молнии? Кое-где сквозь соломенную крышу закапала вода на душистое сено... Но вот солнце опять заиграло. Гроза прошла; вы выходите. Боже мой, как весело сверкает все кругом, как воздух свеж и жидок, как пахнет земляникой и грибами!..

Летние грозы

Летние грозы проходят над землей и падают за горизонт. Молнии то с размаху бьют в землю прямым ударом, то полыхают на черных тучах.
Радуга сверкает над сырой далью. Гром перекатывается, грохочет, ворчит, рокочет, встряхивает землю.

Летний зной
Автор: Паустовский Константин Георгиевич
Стояла жара. Мы шли сосновыми лесами. Кричали медведки. Пахло сосновой корой и земляникой. Над верхушками сосен неподвижно висел ястреб. Лес был накален от зноя. Мы отдыхали в густых чашах осин и берез. Там дышали запахом травы и корней. К вечеру мы вышли к озеру. На небе блестели звезды. Утки с тяжелым свистом летели на ночлег.

Началось лето
Автор: Абрамов Федор Александрович
Вдали глухо бухнуло - темные тяжелые тучи ползли на деревню. Они ползли медленно, грозно клубясь и властно разрастаясь до самого горизонта.
В деревне стало темно и немо. Даже скотина притихла в ожидании. И вдруг оглушительный грохот сотряс землю.
По всей деревне захлопали двери, ворота. Люди выбегали на улицу, ставили ушаты под потоки и под проливным дождем радостно перекликались друг с другом. По лужам, как жеребята, носились босоногие ребятишки, началось короткое северное лето.

Простые рассказы про осень

Осень
Пролетело веселое лето. Вот и наступила осень. Пришла пора убирать урожай. Ваня и Федя копают картофель. Вася собирает свеклу и морковь, а Феня фасоль. В саду много слив. Вера и Феликс собирают фрукты и отправляют их в школьную столовую. Там всех угощают спелыми и вкусными фруктами.

Природа осенью
Таинственная принцесса Осень возьмет в свои руки уставшую природу, оденет в золотые наряды и промочит долгими дождями. Осень, успокоит запыхавшуюся землю, сдует ветром последние листья и уложит в колыбель долгого зимнего сна.

Короткие тексты про зиму

Зима
Морозы сковали землю. Замерзли реки и озера. Везде лежит белый пушистый снег. Дети рады зиме. По свежему снегу приятно бежать на лыжах. Серёжа и Женя играют в снежки. Лиза и Зоя лепят снежную бабу.
Только животным тяжело в зимнюю стужу. Птицы летят ближе к жилью.
Ребята, помогите зимой нашим маленьким друзьям. Сделайте для птиц кормушки.

Зима
Автор: Мамин-Сибиряк Дмитрий Наркисович
Наступила уже настоящая зима. Земля была покрыта белоснежным ковром. Не осталось ни одного темного пятнышка. Даже голые березы, ольхи и рябины убрались инеем, точно серебристым пухом. Они стояли, засыпанные снегом, как будто надели дорогую теплую шубу...

Шел первый снег
Автор: Чехов Антон Павлович
Было около одиннадцати часов вечера, недавно шел первый снег, и все в природе находилось под властью этого молодого снега. В воздухе пахло снегом, под ногами мягко хрустел снег. Земля, крыши, деревья, скамьи на бульварах - все было мягко, бело, молодо, и от этого дома выглядели иначе, чем вчера. Фонари горели ярче, воздух был прозрачней...

Здравствуй, зима!
Автор: Шолохов Михаил Александрович
Итак, она пришла, долгожданная зима! Хорошо пробежаться по морозцу в первое зимнее утро! Улицы, вчера еще по-осеннему унылые, сплошь покрыты белым снегом, и солнце переливается в нем слепяшим блеском. Причудливый узор мороза лег на витрины магазинов и наглухо закрытые окна домов, иней покрыл ветви тополей. Глянешь ли вдоль улицы, вытянувшейся ровной лентой, вблизи ли вокруг себя посмотришь, везде все то же: снег, снег, снег. Изредка подымающийся ветерок пощипывает лицо и уши, зато как красиво все вокруг! Какие нежные, мягкие снежинки плавно кружатся в воздухе. Как ни колюч морозец, он тоже приятен. Не за то ли все мы любим зиму, что она так же, как весна, наполняет грудь волнующим чувством. Все живо, все ярко в преобразившейся природе, все полно бодрящей свежести. Так легко дышится и так хорошо на душе, что невольно улыбаешься и хочется сказать дружески этому чудному зимнему утру: «Здравствуй, зима!»

«Здравствуй, зима долгожданная, бодрая!»
Автор: Толстой Алексей Николаевич
День был мягкий и мглистый. Красноватое солнце невысоко висело над длинными, похожими на снеговые поля, слоистыми облаками. В саду стояли покрытые инеем розовые деревья. Неясные тени на снегу были пропитаны тем же теплым светом.

Зима
К.В. Лукашевич
Она явилась закутанной, белой, холодной.
- Кто ты? – спросили дети.
- Я – время года – зима. Я принесла с собою снег и скоро набросаю его на землю. Он все закроет белым пушистым одеялом. Тогда придет мой брат – дедушка Мороз и заморозит поля, луга и реки. А если ребята станут шалить, то отморозит им руки, ноги, щеки и носы.
- Ой, ой, ой! Какая нехорошая зима! Какой страшный дедушка Мороз! – сказали дети.
- Подождите, дети… Но зато я подарю Вам катанье с гор, коньки и салазки. А после придет любимое Рождество с веселой елкой и дедушка Мороз с подарками. Разве Вы не любите зимы?

Л. Н. Толстой Отрывок описывающий весну из “Анна Каренина”

Часть вторая, глава XII.
…..
Весна долго не открывалась. Последние недели поста стояла ясная, морозная погода. Днем таяло на солнце, а ночью доходило до семи градусов; наст был такой, что на возах ездили без дороги, Пасха была на снегу. Потом вдруг, на второй день Святой, понесло теплым ветром, надвинулись тучи, и три дня и три ночи лил бурный и теплый дождь. В четверг ветер затих, и надвинулся густой серый туман, как бы скрывая тайны совершавшихся в природе перемен. В тумане полились воды, затрещали и сдвинулись льдины, быстрее двинулись мутные, вспенившиеся потоки, и на самую Красную Горку, с вечера, разорвался туман, тучи разбежались барашками, прояснело, и открылась настоящая весна. Наутро поднявшееся яркое солнце быстро съело тонкий ледок, подернувший воды, и весь теплый воздух задрожал от наполнивших его испарений ожившей земли. Зазеленела старая и вылезающая иглами молодая трава, надулись почки калины, смородины и липкой спиртовой березы, и на обсыпанной золотым цветом лозине загудела выставленная облетавшаяся пчела. Залились невидимые жаворонки над бархатом зеленей и обледеневшим жнивьем, заплакали чибисы над налившимися бурою неубравшеюся водой низами и болотами, и высоко пролетели с весенним гоготаньем журавли и гуси. Заревела на выгонах облезшая, только местами еще не перелинявшая скотина, заиграли кривоногие ягнята вокруг теряющих волну блеющих матерей, побежали быстроногие ребята по просыхающим, с отпечатками босых ног тропинкам, затрещали на пруду веселые голоса баб с холстами, и застучали по дворам топоры мужиков, налаживающих сохи и бороны. Пришла настоящая весна.

Весной

Чехов А. П

С земли еще не сошел снег, а в душу уже просится весна. Если вы когда-нибудь выздоравливали от тяжелой болезни, то вам известно блаженное состояние, когда замираешь от смутных предчувствий и улыбаешься без всякой причины. По-видимому, такое же состояние переживает теперь и природа. Земля холодна, грязь со снегом хлюпает под ногами, но как кругом всё весело, ласково, приветливо! Воздух так ясен и прозрачен, что если взобраться на голубятню или на колокольню, то, кажется, увидишь всю вселенную от края до края. Солнце светит ярко, и лучи его, играя и улыбаясь, купаются в лужах вместе с воробьями. Речка надувается и темнеет; она уже проснулась и не сегодня-завтра заревет. Деревья голы, но уже живут, дышат.

В такое время хорошо гнать метлой или лопатой грязную воду в канавах, пускать по воде кораблики или долбить каблуками упрямый лед. Хорошо также гонять голубей под самую высь поднебесную или лазить на деревья и привязывать там скворечни. Да, всё хорошо в это счастливое время года, в особенности если вы молоды, любите природу, и если вы не капризны, не истеричны, и если по службе не обязаны сидеть в четырех стенах с утра до вечера. Нехорошо, если вы больны, если чахнете в канцелярии, если знаетесь с музами…..

Встреча весны: (Рассуждение)

Чехов А. П

Борея сменили зефиры. Дует ветерок не то с запада, не то с юга (я в Москве недавно и здешних стран света еще достаточно не уразумел), дует легонько, едва задевая за фалды… Не холодно, и настолько не холодно, что можно смело ходить в шляпе, пальто и с тросточкой. Мороза нет даже ночью. Снег растаял, обратился в мутную водицу, с журчаньем бегущую с гор и пригорков в грязные канавы; не растаял он только в переулках и мелких улицах, где безмятежно покоится под трехвершковым бурым, землистым слоем и будет покоиться вплоть до мая… На полях, в лесах и на бульварах робко пробивается зеленая травка… Деревья еще совершенно голы, но выглядывают как-то бодрей. Небо такое славное, чистое, светлое; лишь изредка набегают тучи и пускают на землю мелкие брызги… Солнце светит так хорошо, так тепло и так ласково, как будто бы славно выпило, сытно закусило и старинного друга увидело… Пахнет молодой травкой, навозом, дымом, плесенью, всевозможной дрянью, степью и чем-то этаким особенным… В природе, куда ни взглянешь, приготовления, хлопоты, бесконечная стряпня… Суть в том, что весна летит.

Публика, которой ужасно надоело тратить деньги на дрова, ходить в тяжелых шубах и десятифунтовых калошах, дышать то жестким, холодным, то банным, квартирным воздухом, радостно, стремительно и став на носки протягивает руки навстречу летящей весне. Весна желанная гостья, но добрая ли? Как вам сказать? По-моему, не то, чтобы слишком уж добрая, и нельзя сказать, чтобы слишком уж и злая. Какая бы она ни была, но ждут ее с нетерпением.

Поэты старые и молодые, лучшие и худшие, оставив на время в покое кассиров, банкиров, железнодорожников и рогатых мужей, строчат на чем свет стоит мадригалы, дифирамбы, приветственные оды, баллады и прочие стихоплетные штуки, воспевая в них все до единой весенние прелести… Воспевают по обыкновению неудачно (я не говорю о присутствующих). Луна, воздух, мгла, даль, желания, «она» - у них на первом плане.

Прозаики тоже настроены на поэтический лад. Все фельетоны, ругательства и хваления начинаются и оканчиваются у них описанием собственных чувств, навеянных приближающейся весной.

Барышни и кавалеры того… Страждут смертельно! Пульс их бьет 190 в минуту, температура горячечная. Сердца полны самых сладких предчувствий… Весна несет с собой любовь, а любовь несет с собой: «Сколько счастья, сколько муки!» На нашем рисунке весна держит амурчика на веревочке. И хорошо делает. И в любви нужна дисциплина, а что было бы, если бы она спустила Амура, дала ему, каналье, волю? Я пресерьезный человек, но и ко мне по милости весенних запахов лезет в голову всякая чертовщина. Пишу, а у самого перед глазами тенистые аллейки, фонтанчики, птички, «она» и всё такое прочее. Теща уже начинает посматривать на меня подозрительно, а женушка то и дело торчит у окна…

Медицинские люди очень серьезные люди, но и они не спят спокойно… Их душит кошмар и снятся самые обольстительные сны. Щеки докторов, фельдшеров, аптекарей горят лихорадочным румянцем. И недаром-с! Над городами стоят зловонные туманы, а туманы эти состоят из микроорганизмов, производящих болезни… Болят груди, горла, зубы… Разыгрываются старинные ревматизмы, подагры, невралгии. Чахоточных тьма-тьмущая. В аптеках толкотня страшная. Бедным аптекарям некогда ни обедать, ни чая пить. Бертолетову соль, Доверов порошок, грудные специи, иод и дурацкие зубные средства продают буквально пудами. Я пишу и слышу, как в соседней аптеке звенят пятаками. У моей тещи флюс на обеих сторонах: урод уродом!

Мелкие коммерсантики, ссудосберегатели, практические людоедишки, жидки и кулаки пляшут от радости качучу. Весна и для них благодетельница. Тысяча шуб идут в ссудные кассы на съедение голодной моли. Всё теплое, еще не переставшее быть ценным, несется к жидкам благодетелям. Не понеси шубу в ссуду, останешься без летнего платья, будешь щеголять на даче в бобрах и енотах. За мою шубу, которая стоит minimum 100 рублей, мне дали в ссуде 32 рубля.

В Бердичевах, Житомирах, Ростовах, Полтавах - грязь по колена. Грязь бурая, вязкая, вонючая… Прохожие сидят дома и не показывают носа на улицу: того и гляди, что утонешь чёрт знает в чем. Оставляешь в грязи не только калоши, но даже и сапоги с носками. Ступай на улицу, коли необходимость, или босиком, или же на ходулях, а лучше всего и вовсе не ходи. В матушке Москве, надо отдать справедливость, сапог в грязи не оставишь, но в калоши непременно наберешь. С калошами можно распрощаться навсегда только в весьма немногих местах (а именно: на углу Кузнецкого и Петровки, на Трубе и почти на всех площадях). От села до села не проедешь, не пройдешь.

Всё собирается гулять и ликовать, кроме отроков и юношей. Молодежь и не увидит за экзаменами весны. Весь май пойдет на получение пятерок и единиц. Для единичников весна не желанная гостья.

Погодите немножко, дней через 5-6, много через неделю, коты запоют под окнами громче, жидкая грязь станет густою, почки на деревьях станут пушистыми, травка выглянет повсюду, солнце запечет - и весна установится самая настоящая. Из Москвы потянутся обозы с мебелью, цветами, тюфяками и горничными. Закопошатся огородники, садовники… Охотники начнут заряжать ружья.

Подождите недельку, потерпите, а пока накладывайте на ваши груди прочные бинты, дабы не выскочили из грудей ваши разбушевавшиеся, не терпящие отлагательств сердца…

Между прочим, как прикажете изобразить на бумаге весну? В каком виде? В былые времена ее изображали в виде прекрасной девицы, сыплющей на землю цветы. Цветы - синоним радостей… Теперь иные времена, иные нравы, иная и весна. У нас она изображена тоже дамочкой. Цветов не сыплет, ибо нет цветов и руки в муфте. Следовало бы изобразить ее тощей, худой, скелетообразной, с чахоточным румянцем, но пусть она будет комильфо!1 Делаем ей эту уступку только потому, что она дама.

, о природе, о погоде.

© Составление, предисловие, оформление. ОАО «Издательство «Детская литература», 2011

* * *

Дорогой читатель!

Сто восемьдесят лет прошло с тех пор, как была опубликована «Азбука» Льва Николаевича Толстого. Она стала для многих поколений русских детей первой книгой, по которой учатся грамоте.

В те давние времена ходить в школу мог не каждый ребёнок: школ для крестьянских детей было немного. И Лев Николаевич, уже будучи знаменитым писателем, решает устроить народную школу в своём имении Ясная Поляна. Писатель знал, что учёба пойдёт быстрее, если ребятам будет интересно. Работая над четырьмя сборниками, которые получили название «Русские книги для чтения», Толстой собирает пословицы, поговорки, сказки, басни, былины. Сам Лев Николаевич пишет рассказы о природе и труде, о дальних странах, о животных и самих ребятах – любопытных, любящих играть и помогать родителям. Язык этих книг прост и понятен.

В нашу книгу вошли далеко не все произведения, написанные и собранные Толстым для детей. Все они составили бы внушительный том, ведь в черновиках писателя сохранилось 629 произведений! Мы выбрали самые интересные, те, которые стали любимыми для многих читателей. Вы узнаете о преданной дружбе могучего льва и маленькой собачки, прочтёте о смелом Филипке, который преодолел все препятствия и добился своего – стал учиться в школе. Здесь вы найдёте и переложение басен древнегреческого писателя Эзопа, и русские народные сказки, и рассказы самого Льва Николаевича. Они познакомят вас с большим миром литературы, ключик к которому – умение читать.

Обратите внимание на иллюстрации! Мы объединили в эту книгу лучшие цветные рисунки таких мастеров оформления книги, как В. Лосин, Н. Устинов, Е. Рачёв, В. Бритвин и другие.

Читайте с удовольствием!

Рассказы из «Новой азбуки»

П ришла Настя после школы. Одна мама была дома. Настя села у стола, взяла книжку и прочла сказку. Мама была рада.

* * *

Я нынче прочту по книге всю сказку, это мне не трудно.


* * *

С пала кошка на крыше, сжала лапки. Села подле кошки птичка.

«Не сиди близко, птичка, кошки хитры».

* * *

П тица свила гнездо на кусте. Дети нашли гнездо и сняли на землю. Гляди, Вася, три птички! Наутро пришли дети, а гнездо уже было пусто. Жалко было.




К ате дали мыла. Она мыла лицо и шею. И лицо, и шея, и руки Кати были белы.



У Миши были сани. Маша и Петя сели на сани. «Вези сани, Миша». А у Миши силы нету.



П ошла Катя поутру по грибы, взяла Машу. Маша была мала. На пути была речка. Катя взяла Машу себе на спину. Сняла чулки и пошла по воде.

– Сиди крепче, Маша, да не жми меня за шею. Пусти ручки, а то мне душно.

И Катя снесла Машу.




Б ыла у Насти кукла. Настя звала куклу дочка. Мама дала Насте для её куклы всё, что надо. Были у куклы юбки, кофты, платки, чулки, были даже гребни, щётки, бусы.



У Вари был чиж. Чиж жил в клетке и ни разу не пел. Варя пришла к чижу.

– Пора тебе, чиж, петь.

– Пусти меня на волю, на воле буду весь день петь.

* * *

У Груши не было куклы, она взяла сена, свила из сена себе жгут, и это была её кукла; звала она её Маша. Она взяла эту Машу на руки.

– Спи, Маша! Спи, дочка! Бай, баю, бай!

* * *

Т аня знала буквы. Она взяла книгу и куклу и дала книгу кукле, будто школа.

– Учи, кукла, буквы! Это – «А». Это – «Б». Бе. Смотри, помни.


* * *

Х одили дети по лесу за грибами, набрали полны корзины. Вышли дети на поляну, сели на копну и считали грибы. За кустами завыли волки. Дети забыли про грибы, бросили свои грибы на сене и ушли домой.

* * *

Ш ёл Миша по лесу. У дуба рос гриб. Гриб был стар, никто его не брал. Но Миша был рад и снёс гриб в дом. Вот гриб, лучше всех! А гриб был гнил, никто его не ел.




У Розки были щенки на дворе, на сене. Розка ушла. Дети пришли и взяли щенка и снесли на печку. Розка пришла, не нашла щенка и выла. После нашла щенка и выла подле печки. Дети сняли щенка и дали Розке. И Розка снесла щенка во рту на место.





Н ашли дети ежа на траве.

– Бери его, Вася, на руки.

– Мне колко.

– Ну клади шапку на землю, а я скачу его на шапку.

Шапка была мала, и дети ушли, а ежа не взяли.

Б ыла драка между Жучкой и кошкой. Кошка стала есть, а Жучка пришла. Кошка Жучку лапой за нос, Жучка кошку – за хвост. Кошка Жучке в глаза. Жучка кошку – за шею.

Тётя шла мимо, несла ведро с водой и стала лить на кошку и Жучку водой.


* * *

М альчик играл и разбил нечаянно дорогую чашку. Никто не видел. Отец пришёл и спросил:

– Кто разбил?

Мальчик затрясся от страха и сказал:

Отец сказал:

– Спасибо, что правду сказал.


* * *

С аша был трус. Была гроза и гром. Саша влез в шкап. Там было ему темно и душно. Саше не слышно было, прошла ли гроза. Сиди, Саша, долго в шкапу за то, что ты трус.




Б ыл у Пети и у Миши конь. Стал у них спор: чей конь?

Стали они коня друг у друга рвать.

– Дай мне – мой конь!

– Нет, ты мне дай – конь не твой, а мой!

Пришла мать, взяла коня, и стал конь ничей.

К Маше пришли в гости девочки пить чай. Маша была хозяйка и села за чайный стол угощать гостей. Но хозяйка была мала. Она взяла чайник – ручка была горяча. Маша уронила из рук чайник и разбила его, а себя и других обожгла.



Ж ил дед у реки. Были у деда лодка и сеть. И были у деда два внука: Петя и Гриша. Грише было семь лет, а Пете пять. Раз вышли Петя и Гриша рано на реку. Они знали, что у деда на реке была сеть. Они сели в лодку. Гриша сел на руль, а Петя грёб. Они плыли долго по реке, не знали, где сеть; но нашли сеть, взяли рыбу и дали деду.




Н есла Жучка кость через мост. Глядь, в воде её тень.

Пришло Жучке на ум, что в воде не тень, а Жучка и кость. Она и пустила свою кость, чтобы ту взять. Ту не взяла, а своя ко дну пошла.




У детей были свои грядки. Пришло раз на их грядки стадо свиней.

– Дети, скорей! Жучку пускай!

– Жучка, скорей лай на свиней, сгоняй их с гряд долой!

* * *

У меня есть шесть кур, и я поутру даю им корм. Я кричу: цып, цып. Я сыплю зерно на землю и на кур.

* * *

У бабки была внучка. Прежде внучка была мала и всё спала, а бабка сама пекла хлебы, мела избу, мыла, шила, пряла и ткала на внучку; а после бабка стала стара и легла на печку и всё спала. И внучка пекла, мыла, шила, ткала и пряла на бабку.


* * *

П омню, я была мала, тётка дала мне тряпку, иглу и нитку. И я сшила себе сумку. Сумка была плоха, но я была горда, что сама сшила себе эту штуку.

* * *

М ама, купи мне нитки, я свяжу тётке чулки. Чулки тётки стали стары. Видны пятки.




С тарик сажал яблони. Ему сказали:

– Зачем тебе эти яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочка.

Старик сказал:

– Я не съем – другие съедят, мне спасибо скажут!



Б ыла зима, но было тепло. Было много снегу. Дети были на пруду. Взяли снегу, клали куклу. Руки зябли. Зато кукла вышла славно. Во рту куклы была трубка. Глаза куклы были угли.

* * *

Н а земле снег, на лесе иней. Давай скорей сани. На сани прыгай, сани двигай и под гору катай.





П ришла весна, потекла вода. Дети взяли дощечки, сделали лодочку, пустили лодочку по воде. Лодочка плыла, а дети бежали за нею, кричали и ничего впереди себя не видали и в лужу упали.

С ели гуси на воду. По воде пошли круги всё шире и шире, а после стало гладко. Вода была чиста, и видны были лапки.


* * *

Д ед стал стар. Раз он лез на печку и не мог. Внук был в избе. Ему стало смешно. Стыдно, внук. Не то дурно, что дед стар и слаб, а то дурно, что внук млад и глуп.

* * *

Д еду скучно было дома. Пришла внучка, спела песню.




Л асточка строила гнездо. Влетел в гнездо стриж и сел. Ласточка позвала других ласточек и выгнала стрижа.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №8 «Солнышко»

155040 Ивановская обл, г. Тейково ул. 1-я Комовская, 9 Тел.: 2-22-95

E- mail: [email protected]

Конспект

занятия по развитию речи

для детей младшего дошкольного возраста на тему:

Чтение рассказа Л. Н. Толстого «Пришла весна, потекла вода»

Подготовила:

Воспитатель 1 квалификационной

Лебедева Надежда Андреевна

Тейково, 2016г

Цель: учить слушать литературное произведение с опорой на схематические рисунки.

Программное содержание:

Образовательные:

  • побуждать отвечать на вопросы воспитателя;
  • знакомить с сезонными изменениями в природе;
  • обогащать словарный запас детей;

развивающие:

  • развивать внимание, память;
  • развивать речь детей;

воспитательные:

  • воспитывать интерес к чтению.

Планируемые результаты:

проявляет интерес к окружающему миру природы, отвечает на простые вопросы, принимает активное участие в играх.

Реализация Федеральных государственных образовательных стандартов: интеграция полученных умений и навыков ребенка через образовательные области «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие».

Методы: игровой, наглядный, словесный.

Приемы: вопросы к детям, погружение в игровую ситуацию, пояснение, словесные игры.

Предварительная работа: наблюдение за изменениями в природе во время прогулки, рассматривание дидактических картинок по теме « Весна », рисование «Капель», беседа « Одежда людей весной»

Оборудование : бумажные лодочки, таз с водой, игрушка Мишка, корзинка, магнитная доска, дидактические картины на тему « Весна», схематические рисунки по тексту произведения.

Ход занятия:

В.: Ребята, послушайте, кто-то стучится и плачет. Я пойду посмотрю, а вы меня подождите. (Выходит и возвращается с игрушечным медвежонком)

В.: Это мишка к нам пришел. Он говорит, что всю зиму спал в своей берлоге, вдруг, потекла вода и разбудила его.

В.: Как вы думаете, что случилось? (ответы детей )

В.: Какое время года наступило? (ответы детей )

В.: Да, ребята, наступила весна. Послушайте небольшое стихотворение про весну.

(стихотворение Г. Ладонщикова « Весна» )

Солнце, землю нагревая,

Гонит с нашей горки лед.

Тает баба снеговая

И ручьями слезы льет.

В.: Ребята, что происходит весной? (ответы детей: тает снег, светит солнце, бегут ручьи)

В.: Все рады весне, а особенно дети. Давайте посмотрим на картину.

В.: Кого мы здесь видим? (ответы детей)

В.: Что делают дети? (ответы детей)

В.: А сейчас я вам прочитаю, что произошло с детьми возле ручья. Но сначала мы немного поиграем с мишуткой, а то он загрустил.

Физкультминутка:

Медвежата в чаще жили

Головой они крутили
Вот так, вот так

(повороты головой вправо-влево )

Медвежата мед искали,

Дружно дерево качали

Вот так, вот так

(наклоны туловища вправо-влево )

А потом они плясали,

Дружно лапы поднимали

Вот так, вот так

(подниматься на носочках, руки поднимать вверх).

В.: Садитесь на стульчики и слушайте рассказ. (читаю рассказ Л.Н.Толстого « Пришла весна,потекла вода» .По ходу чтения прикрепляю картинки-схемы к магнитной доске).

Пришла весна , потекла вода . Дети взяли дощечки , сделали лодочку , пустили лодочку по воде . Лодочка плыла , а дети бежали за нею , кричали , ничего впереди себя не видали , и в лужу упали .