В чем идти в церковь мужчине. Как одеваться в церковь женщине? Как одеться на крестины крестной

Правильная одежда, в которую должна быть одета женщина, приходя в храм, должна соответствовать лишь нескольким правилам, что не должно затруднить ни одну христианку. Первое требование, которое выносится к женской одежде в храме, является ее не препятствие посещению храма и совершению молитвы ни для самой женщины, ни для ее окружения. Соответственно, при совершении поклонов, и других движений ни в коем случае не должны оголяться или обтягиваться части тела, а так же затрудняться движения. Закрытыми должны быть живот, плечи, нижняя часть спины, грудь, а также вся линия бедра до колен. Силуэты, которые предпочитаются в такой одежде обычно трапециевидные, позволяющие подчеркнуть женственность, независимо от типа фигуры, и при этом исключить излишнее облегание.

Призвание одежды, в которой женщина должна посещать храм, призвана отображать ее внутренний мир и духовные ценности, при этом нести светлый образ церкви, не создавая стереотипные образы фигур облаченных в темные одежды. Человек, приходя в храм для молитвы, иногда не может сразу настроить себя на нужный лад, и иногда приходится подолгу отгонять от себя мысли о проблемах насущных. Поэтому, если в храме находится женщина, ее внешний вид не должен притягивать взгляды и отвлекать мысли всех присутствующих, от истинной цели по которой они пришли. Не стоит забывать, что правильная одежда не означает не модная и не привлекательная.

Ярким примером того, что женщина должна быть одета, приходя в храм, не только в нечто несуразное, как это привыкли воспринимать многие, но, и может быть одета красиво и ярко, свидетельствует традиционное народное одеяние. По церковным канонам, большинство народных костюмов как ничто лучше подходят для посещения храмов. При этом он легко совмещает яркость, многофункциональность и главное скромность.

Брюки в церкви

Есть и еще одно правило, которое, к сожалению, сейчас редко придерживается в храмах. А звучит оно так, если женщина, пусть в брюках и с непокрытой головой захочет зайти в храм поставить свечи или помолиться – пусть она это сделает беспрепятственно. И на свой вопрос, куда ставить свечи за упокой, или за здравие, пусть она получит только ответ, а не длинную нотацию по поводу своего внешнего вида и осуждающие взгляды напоследок. Ведь храм – это дом Господний, и что мы в нем, что бы судить кого-то?

Вообще же внешний вид при посещении храма должен быть опрятным, скромным, неброским. Церковь не осуждает природной склонности женщин всячески украшать себя. И сам апостол Павел, так строго внушавший первым христианам простоту нравов, не запрещал женщинам одеваться с разборчивостью и со вкусом, он только восставал против неблагопристойности в нарядах, роскоши из одного тщеславия и расточительности. «Я желаю также, – писал он, – чтобы женщины, одеваясь пристойно, со стыдливостью и целомудрием украшали себя». Но к этому он прибавил: «Не плетением волос, или золотом, или жемчугом, или драгоценною одеждою» (1 Тим. 2, 3).

Бытует мнение, что православные люди носят одежду, только серо-черных тонов. Это заблуждение. Таких правил в церкви никогда не было и нет! Православным разрешается носить одежду любых оттенков. В церковной жизни каждый православный праздник имеет свой определенный цвет. Например, праздник Святой Троицы ассоциируется с различными оттенками зеленого. Священнослужители в соответствии с праздником надевают облачения определенного цвета. На Пасху все стараются одеться в красное, Покров Пресвятой Богородицы – голубой, Рождество Христово – белый. По традиции прихожане тоже одеваются в тон празднику.

Какое раздолье для современных модниц и модников. В торговых центрах можно подобрать вещь любого оттенка и фасона, и на любой вкус. Главное, включить фантазию, и любая верующая женщина может оставаться всегда в русле модных тенденций. Православные модницы тоже существуют. Просто они не носят очень коротких юбочек и кофточек, демонстрируя окружающим оголенный живот.

Стоит обратить отдельное внимание на ювелирные украшения. Все православные носят в обязательном порядке крестики: либо серебряные (они более популярны среди верующих), либо золотые. Также не возбраняется носить украшения, к примеру, серьги, кольца, браслеты, цепочки. В православных лавках и многих ювелирных магазинах можно приобрести кольца, подвески, кулоны с церковной атрибутикой. Зачастую они уже освящены в православных храмах и имеют об этом соответствующую надпись на этикетке. Бижутерией можно украшаться вне стен храма.

Мужчинам

Мужчинам возбраняется заходить в храм в шортах и спортивных костюмах. Вообще к спортивной одежде у церкви свое особое отношение. Переход от прямого ее назначения (одежда для спорта), в общественную жизнь как повседневной одежды, церковь не приветствует. Сильному полу категорически запрещено заходить в церковь в бейсболках, кепках, шапках и любых других головных уборах.

Считается, что на службу в храм нужно приходить в нарядной одежде. Тут каждый сам для себя решает, что именно он считает нарядным. Хотя правила соблюсти не помешает.

Внешний вид невесты на венчании

Платье для венчания: цвет. Белое свадебное платье – это традиция, пришедшая к нам из Европы. На Руси венчались в платьях любого цвета. Соблюдалось лишь одно условие – платье для венчания в церкви должно было быть достаточно светлым, не слишком ярким или не пестрым. Не стоит надевать очень темное, мрачное платье темно-фиолетового, темно-коричневого или черного цвета. Все остальные цвета уместны.

Платье для венчания: длина. Длина платья для венчания должна быть не выше колена. Платья с длинным шлейфом для венчания – это католическая традиция. У нас невесты не шили платьев со шлейфами. Вряд ли служители церкви осудят современную невесту, явившуюся на венчание в платье с длинным шлейфом, но если вы хотите соблюсти православные традиции, отдайте предпочтение наряду без шлейфа.

Платье для венчания: фасон. Фасон может быть любым, но платье предпочтительнее закрытое. В идеале это длинные рукава, неглубокий вырез на груди, закрытая спина. Хотя рукав может быть и коротким, самое главное – закрыть плечи и не входить в церковь с очень глубоким декольте и оголенной спиной.

Если венчание планируется в один день с бракосочетанием в загсе, перед невестой встает дилемма: либо расписываться, венчаться и находиться на свадебном банкете в закрытом платье, либо приобрести два платья – одно, открытое, для загса и банкета, а другое – для церкви.

Конечно, свадебные платья с корсажами, без рукавов и с открытой спиной красивы. Но для церкви такой наряд не очень подходит. Вариант же с двумя платьями может оказаться накладным. Решение есть всегда. Во-первых, можно купить так называемое открыто-закрытое платье – например, как у новоиспеченной супруги принца Уильяма Кейт Миддлтон. Платье-бюстье выглядит скромно и солидно благодаря кружевам, закрывающим плечи и руки. У Кейт кружева – неотъемлемая деталь платья, но закрыть руки и плечи можно и кружевным болеро.

Вместо болеро можно заказать или приобрести красивую шаль, накидку для венчания (можно с капюшоном) или палантин. Прикрыв плечи и руки, невеста не потеряет в красоте своей, а наоборот – будет выглядеть необычайно нежно, скромно и трогательно. Можно обойтись и без накидок, если на голове у невесты – длинная, пышная фата. Фата прикроет открытые участки тела, а чтобы скрыть обнаженность рук, можно надеть длинные перчатки.

На заметку. Платья для венчания после свадьбы не принято продавать или дарить. Их, как и крестильные рубашки, хранят вместе с венчальными иконами и свечами.

Туфли невесты для венчания

Невесте не рекомендуется приходить в церковь в модельных туфельках на высоком каблуке. Дело здесь не в православных традициях, а в банальном удобстве. Обряд венчания длится довольно долго – иногда проходит несколько часов. Выстоять столько времени на каблуках – это настоящий подвиг. А если учесть, что невеста уже успеет устать после бракосочетания в загсе и что в дальнейшем ее ждет банкет, тем более стоит сделать выбор в пользу удобных балеток или босоножек на сплошной подошве.

Головной убор, прическа невесты на венчании

Всем известно, что в православную церковь женщина должна входить с покрытой головой. Определяясь со свадебной прической и ее украшением, нужно учитывать это церковное правило. Высокие сложные конструкции на голове, креативные греческие свадебные прически или прически с буклями могут испортиться под платком, надетым на венчание. Чтобы этого избежать, лучше сразу запланировать прическу с фатой.

Если прическа невесты дополнена фатой, голову покрывать перед входом в церковь необязательно (при условии, что фата закрывает макушку). Подходящий вариант – фата для венчания с вуалью. Если вы не планируете надевать фату, выберите такую свадебную прическу, которая не пострадает под мантильей, шалью или платком. Выбранным головным убором, если он достаточно большой, можно не только голову покрыть, но и прикрыть открытые участки тела: плечи, декольте, руки. В идеале покрывало не должно быть полностью прозрачным.

Позаботьтесь о том, чтобы головной убор не спадал во время церемонии. Это будет мешать вам. Если необходимо, приколите шаль невидимкой к волосам.

Заранее уточните у батюшки, будут ли венцы надеваться на голову или их будут держать свидетели (восприемники). Если венец будет надеваться на голову, лучше отказаться от шелкового платка из-за его скользкости.

Что надеть на крестины: варианты для матери и ребенка

Наряд для крещения должен подбираться с особой тщательностью и знанием дела, ведь в обратном случае можно получить выговор от самого батюшки, или вообще не допуститься на порог церкви.

В каждой церкви есть свои особенности обряда, о которых вас предупредят заранее. Но существуют и общие правила того, как должны одеться мать и ребенок.

Как одеть ребенка на крещение?

Обряд крещения занимает около 40-50 минут, из которых более половины малыш проводит на руках у крестных родителей, а затем батюшка забирает ребенка на помазание и купель. Ребенка нужно одеть в удобную (по желанию нарядную) одежду, в которой у батюшки будет доступ к грудке, запястьям и лодыжкам малыша. Для девочки это может быть платье с большим вырезом на горловине, а у мальчика футболочка и шорты. После обряда купели малыша облачают в белую крестильную рубашку, которая обязательно должна быть приготовлена заранее — новая и кристально чистая. Верхняя одежда в зависимости от сезона может быть любой, ее обязательно снимают в церкви.

Как одеться матери на крещение?

Внешний вид женщины на крещение не отличается от основных правил относительно одежды в церкви: покрытая голова (платок или шарф, в некоторых церквях допускаются скромные шляпки), никаких брюк — только юбка или платье, желательно длиной ниже колена; обязательно закрытая грудь и плечи, по желанию и руки. Можно каблуки, но все в разумных пределах — главное скромность и никаких вызывающих вырезов, страз, бахромы и прочего декора. Идеальный образ матери на крестинах — скромное, но при этом нарядное платье с пиджаком или кофточкой и шелковый платок на голове. Балетки или туфли — выбираются по желанию.

Как одеться на причастие?

Главное, о чем следует помнить – это то, что любому наряду есть свое время и место. Именно поэтому важно не забывать о том, что Причастие – религиозный праздник, направленный на ребенка, и это две убедительные причины, почему не стоит надевать ничего вычурного или вызывающего. Все-таки вы посетите Святое место, для того чтобы ваш малыш приобщился к духовному миру.

Не следует забывать и о том, что Причастие – полуофициальный праздник, а потому без формального стиля в одежде не обойтись. Но и здесь не стоит переусердствовать: наряд не должен напоминать о душных офисных помещениях. Также не допускается наличие логотипа какого-либо бренда. Реклама продукта и выпячивание социального статуса – не прерогатива данного мероприятия. В центре должен быть ребенок, принимающий Причастие впервые, это его день.

С другой стороны при выборе образа для родителей ребенка, принимающего Причастие, важно ориентироваться на время года, в которое проходит праздник. Как правило, это событие происходит весной, в мае, когда погода особенно непредсказуема. Так что не стоит пренебрегать прогнозами синоптиков, а также знаниями о географических особенностях региона, в котором вы живете.

Для женщин хорошим вариантом является короткое платье длиной чуть короче, чем до середины колена. Как уже упоминалось выше, цвет наряда не должен бросаться в глаза, так что бежевый или неброские пастельные оттенки подойдут идеально.

Для Первого Причастия вашего ребенка стоит выбрать обувь со средней высоты каблуком, а также маленькую или же среднего размера сумку. Что касается аксессуаров, то здесь не перестарайтесь. Не забывайте: ваша цель – создание наиболее простого образа.

Мужской образ

Мужчинам не обязательно носить костюмы с галстуком для Первого Причастия, хотя это постоянно происходит. Для этого праздника вполне возможно одеваться более неформально, ограничившись рубашкой и пиджаком. Главное – не надевать ничего слишком спортивного.

Выводы

В церковь нужно надевать все лучшее. Одежда должна быть скромной, но эта скромность не должна быть показательной, чтобы не привлекать к себе внимания. Вот несколько рекомендаций по поводу одежды в церкви:

Дети: Только маленьким детям (младше 10) разрешено одевать в церковь шорты – и только их классический вариант. Спортивные шорты, обрезанные из брюк или стрейчевые – непозволительная одежда в церкви (будь-то дети или взрослые). Туфли или сандалии должны быть чистыми. Нельзя надевать футболки с какими- либо надписями. Ребенок, если это мальчик, должен быть одет в классические брюки или шорты и рубашечку или, в крайнем случае, в однотонную футболку. Девочку следует одеть в платье неяркой расцветки.

Женщины: Платье должно быть скромным. Никаких маек или платьев с тонкими бретельками, никаких мини-юбок и обтягивающих нарядов. Никаких платьев с вырезами на спине. Запрещены шорты любого фасона. Если женщина хочет надеть в церковь брюки – это должны быть именно брюки, а не джинсы или легинсы. Хотя все же в некоторых церквях за брюки можно услышать упрек. Поэтому просто понаблюдайте, во что одеты прихожане вашей церкви.

Что касается косметики, то макияж не должен быть ярким и вызывающим. Можно слегка подкрасить ресницы. Но, ни в коем случае, не следует использовать губную помаду. Вы когда-нибудь видели икону всю в губной помаде? Если вы не можете без нее обходиться – вытрите губы перед входом в храм. Также есть древняя традиция – входя в храм покрывать голову платком. О ее происхождении и актуальности идут споры, но традиция – есть традиция. Чем скромнее вы будете выглядеть, тем меньше поводов у вас будет для волнений. Главное не перестараться. Темная юбка до пят смотрится показательно скромно, что тоже нехорошо.

Мужчины: Мужчины также должны быть одеты скромно. В то время как пиджак и галстук не обязательны, у рубашки должен быть воротничок, и ее необходимо застегнуть на все пуговицы (оставить расстегнутой можно только пуговицу воротника,

но две или три не застёгнутые пуговицы недопустимы). Брюки должны быть чистыми и отутюженными. Джинсы (любого цвета) – это слишком повседневная одежда для церкви. Снова-таки, шорты – непозволительны. И запомните- в церковь необходимо одеваться со вкусом. Перед входом в храм, мужчина должен снять головной убор.

Также перед походом в церковь, как женщине, так и мужчине лучше не пользоваться парфюмерией. И напоследок, самое главное правило этикета в церкви – не привлекать к себе лишнего внимания – ни одеждой, ни поведением, ни слишком резким запахом.

Нередко случается необходимость пойти в православный храм. Иногда хочется поставить свечку и помолиться. Бывает, что отказаться от посещения церкви невозможно – напрмер, когда приглашают на венчание или крестины. Только одеваться сюда следует несколько иначе, чем в любой другой ситуации.

В противном случае можно услышать множество нелестных замечаний от бабушек, которые столь трепетно относятся к святому месту. Однако вовсе не хочется одеваться в бесформенные балахоны и повязывать на голову темный платок. В связи с этим появляется настоящая проблема для современных женщин, как правильно и красиво одеться в церковь.

Не знаешь как одеться в церковь? Компромисс найден!

Существует четыре главных правила в одежде, которых должна придерживаться любая женщина, собираясь в храм. Они очень просты, и можно следовать им со вкусом.

1. Нравственное правило . Существуют 12 заповедей в христианстве, которые необходимо соблюдать. Одна из них гласит: «Да, не соблазни ближнего своего». Как известно, любой мужчина обращает внимание на выдающиеся и красивые части тела женщин. Прийти в церковь в блузке с глубоким вырезом, мини-юбке или коротких шортах – значит, привлечь к себе взгляды всех мужчин, соблазнить их. Это будет считаться грехом. К такому же итогу могут привести слишком обтягивающие платья, а также вульгарный макияж.

2. Эстетическое правило. Церковь всегда призывает любого прихожанина быть примером для окружающих людей во всем, в том числе и в умении одеваться. Хорошо бы выбирать простые тона в одежде: светлые, но не темные или яркие. Об этом говорили многие святые. Стоит одеться изысканно, но скромно.

3. Брючное правило. Сегодня любимой и удобной одеждой для многих женщин становятся брюки. Правда, в храм принято все же надевать юбку. Хотя, многие церкви уже закрывают на это глаза. Но все же рекомендуется прийти в юбке, которая будет прикрывать колени.

4. Правило платка. Не обязательно покрывать голову в церкви платком. Нужно отметить, что иногда это смотрится нелепо, потому что он совсем не подходит к костюму. Можно надеть шляпку, беретик, красивую вуаль, что подчеркнет красоту внешнего вида женщины.

Любая женщина сможет творчески и оригинально подойти к подбору своего костюма для похода в церковь. Здесь нет определенных запретов. Главное, одеться скромно, элегантно, красиво и быть целомудренной.

Вопрос о том, как женщине одеваться в церковь, мучает многих прихожанок. Некоторые решительно отказываются надевать на себя все черное или серое, говоря, что уж лучше они не пойдут на службу. Другим не нравится носить юбку в пол, которая мешает движению. Третьи свидетельствуют, что все это необходимо. Но так ли это? На самом деле есть 4 главных правила, которых нужно придерживаться православным женщинам:

  • не выглядеть вульгарно и броско;
  • не носить обтягивающие вещи;
  • не надевать броские драгоценности (из украшений обязателен крестик);
  • голова обязательно должна быть покрыта платком.

В остальном христианки могут полностью полагаться на собственный вкус и стиль. Никто не вправе им это запретить. Но давайте перейдем к тому, как женщине одеваться в церковь правильно.

Верхняя одежда

Топы, футболки с короткими рукавами, майки с глубоким декольте и иностранными надписями, во избежание несуразных ситуаций и отвлечения верующих от молитвы, в церковь надевать запрещено. Не забывайте, что все тело православной женщины, пришедшей в храм, должно быть спрятано под одеждою. Поэтому идеальным выбором станут свободные блузы или рубашки длиной до бедра. Они должны иметь рукава и высокий воротник и быть непрозрачными. То же самое касается платьев.

Нижняя женская одежда

Христианок, задающих вопрос о том, как женщине одеваться в церковь, часто также интересует, можно ли пойти туда в брюках. На самом деле нежелательно, так как вы будете отвлекать прихожанок от молитвы, особенно тех, кто якобы все про все знают. Но если другой возможности нет, стоит поверх брюк надеть специальные юбки с завязками, они сейчас продаются во многих магазинах, а иногда предоставляются прихожанам непосредственно в самом храме на время службы.

Но все же лучшим выбором станут просторные юбки длиной ниже колена, не обязательно в пол. Вы должны во время богослужения молиться и обращаться к Богу, а не думать о том, как же некомфортно стоять, и не бояться упасть. Мини-юбки категорически запрещены! Не стоит уводить мысли мужчин, в том числе и священников, в неверную сторону.

Головной убор

Одно из важных правил из тех, как женщине одеваться в церковь, гласит: ее голова должна быть покрыта. Никаких исключений в этом случае быть не может! Другое дело, что вместо платка в некоторых церквях разрешается носить шляпку, шаль, берет или шапочку, главное - чтобы эти изделия были подобраны правильно, а не резали глаза собственной неуместностью. Но о возможности замены следует узнавать в местном храме.

Женская обувь

Церковная служба очень долгая, а стоять во время нее приходится. Поэтому всем интересующимся, как одеваться в церковь женщине летом или зимой, следует знать: обувь для посещения храма необходимо выбирать удобную и закрытую. Никаких босоножек, открытых сандалий, туфель на высочайшем каблуке, которые сильно цокают по полу! Если носить обувь на плоской подошве по какой-либо причине не можете, надевайте туфли на 2-3 см каблучке, к которому прибиты набойки.

Цвет предметов гардероба

Некоторые, отвечая на вопрос о том, как женщина должна одеваться в церковь, отвечают: в темное или даже лучшее черное. Это весьма ошибочный взгляд! Сам патриарх Кирилл, отвечая на вопрос одной из прихожанок, сказал, что цвет одежды и иных предметов гардероба не имеет никакого отношения ни к благообразию, ни к скромности, ни к православию в общем. Впрочем, это не значит, что можно надеть костюм клоуна и в нем отправиться в храм. Православная женщина должна выглядеть мило и скромно, так, словно действительно она собралась на великий праздник, а не на гулянку с подружками. А вот в каком стиле будет пошита ее одежда - в современном ли, деревенском или городском, это уже не имеет никакого значения. Успехов вам!

Правильная одежда, в которую должна быть одета женщина, приходя в храм, должна соответствовать лишь нескольким правилам, что не должно затруднить ни одну христианку. Первое требование, которое выносится к женской одежде в храме, является ее не препятствие посещению храма и совершению молитвы ни для самой женщины, ни для ее окружения. Соответственно, при совершении поклонов, и других движений ни в коем случае не должны оголяться или обтягиваться части тела, а так же затрудняться движения. Закрытыми должны быть живот, плечи, нижняя часть спины, грудь, а также вся линия бедра до колен. Силуэты, которые предпочитаются в такой одежде обычно трапециевидные, позволяющие подчеркнуть женственность, независимо от типа фигуры, и при этом исключить излишнее облегание.

Призвание одежды, в которой женщина должна посещать храм, призвана отображать ее внутренний мир и духовные ценности, при этом нести светлый образ церкви, не создавая стереотипные образы фигур облаченных в темные одежды. Человек, приходя в храм для молитвы, иногда не может сразу настроить себя на нужный лад, и иногда приходится подолгу отгонять от себя мысли о проблемах насущных. Поэтому, если в храме находится женщина, ее внешний вид не должен притягивать взгляды и отвлекать мысли всех присутствующих, от истинной цели по которой они пришли. Не стоит забывать, что правильная одежда не означает не модная и не привлекательная.

Ярким примером того, что женщина должна быть одета, приходя в храм, не только в нечто несуразное, как это привыкли воспринимать многие, но, и может быть одета красиво и ярко, свидетельствует традиционное народное одеяние. По церковным канонам, большинство народных костюмов как ничто лучше подходят для посещения храмов. При этом он легко совмещает яркость, многофункциональность и главное скромность.

Брюки в церкви

Есть и еще одно правило, которое, к сожалению, сейчас редко придерживается в храмах. А звучит оно так, если женщина, пусть в брюках и с непокрытой головой захочет зайти в храм поставить свечи или помолиться – пусть она это сделает беспрепятственно. И на свой вопрос, куда ставить свечи за упокой, или за здравие, пусть она получит только ответ, а не длинную нотацию по поводу своего внешнего вида и осуждающие взгляды напоследок. Ведь храм – это дом Господний, и что мы в нем, что бы судить кого-то?

Вообще же внешний вид при посещении храма должен быть опрятным, скромным, неброским. Церковь не осуждает природной склонности женщин всячески украшать себя. И сам апостол Павел, так строго внушавший первым христианам простоту нравов, не запрещал женщинам одеваться с разборчивостью и со вкусом, он только восставал против неблагопристойности в нарядах, роскоши из одного тщеславия и расточительности. «Я желаю также, – писал он, – чтобы женщины, одеваясь пристойно, со стыдливостью и целомудрием украшали себя». Но к этому он прибавил: «Не плетением волос, или золотом, или жемчугом, или драгоценною одеждою» (1 Тим. 2, 3).

Бытует мнение, что православные люди носят одежду, только серо-черных тонов. Это заблуждение. Таких правил в церкви никогда не было и нет! Православным разрешается носить одежду любых оттенков. В церковной жизни каждый православный праздник имеет свой определенный цвет. Например, праздник Святой Троицы ассоциируется с различными оттенками зеленого. Священнослужители в соответствии с праздником надевают облачения определенного цвета. На Пасху все стараются одеться в красное, Покров Пресвятой Богородицы – голубой, Рождество Христово – белый. По традиции прихожане тоже одеваются в тон празднику.

Какое раздолье для современных модниц и модников. В торговых центрах можно подобрать вещь любого оттенка и фасона, и на любой вкус. Главное, включить фантазию, и любая верующая женщина может оставаться всегда в русле модных тенденций. Православные модницы тоже существуют. Просто они не носят очень коротких юбочек и кофточек, демонстрируя окружающим оголенный живот.

Стоит обратить отдельное внимание на ювелирные украшения. Все православные носят в обязательном порядке крестики: либо серебряные (они более популярны среди верующих), либо золотые. Также не возбраняется носить украшения, к примеру, серьги, кольца, браслеты, цепочки. В православных лавках и многих ювелирных магазинах можно приобрести кольца, подвески, кулоны с церковной атрибутикой. Зачастую они уже освящены в православных храмах и имеют об этом соответствующую надпись на этикетке. Бижутерией можно украшаться вне стен храма.

Мужчинам

Мужчинам возбраняется заходить в храм в шортах и спортивных костюмах. Вообще к спортивной одежде у церкви свое особое отношение. Переход от прямого ее назначения (одежда для спорта), в общественную жизнь как повседневной одежды, церковь не приветствует. Сильному полу категорически запрещено заходить в церковь в бейсболках, кепках, шапках и любых других головных уборах.

Считается, что на службу в храм нужно приходить в нарядной одежде. Тут каждый сам для себя решает, что именно он считает нарядным. Хотя правила соблюсти не помешает.

Внешний вид невесты на венчании

Платье для венчания: цвет. Белое свадебное платье – это традиция, пришедшая к нам из Европы. На Руси венчались в платьях любого цвета. Соблюдалось лишь одно условие – платье для венчания в церкви должно было быть достаточно светлым, не слишком ярким или не пестрым. Не стоит надевать очень темное, мрачное платье темно-фиолетового, темно-коричневого или черного цвета. Все остальные цвета уместны.

Платье для венчания: длина. Длина платья для венчания должна быть не выше колена. Платья с длинным шлейфом для венчания – это католическая традиция. У нас невесты не шили платьев со шлейфами. Вряд ли служители церкви осудят современную невесту, явившуюся на венчание в платье с длинным шлейфом, но если вы хотите соблюсти православные традиции, отдайте предпочтение наряду без шлейфа.

Платье для венчания: фасон. Фасон может быть любым, но платье предпочтительнее закрытое. В идеале это длинные рукава, неглубокий вырез на груди, закрытая спина. Хотя рукав может быть и коротким, самое главное – закрыть плечи и не входить в церковь с очень глубоким декольте и оголенной спиной.

Если венчание планируется в один день с бракосочетанием в загсе, перед невестой встает дилемма: либо расписываться, венчаться и находиться на свадебном банкете в закрытом платье, либо приобрести два платья – одно, открытое, для загса и банкета, а другое – для церкви.

Конечно, свадебные платья с корсажами, без рукавов и с открытой спиной красивы. Но для церкви такой наряд не очень подходит. Вариант же с двумя платьями может оказаться накладным. Решение есть всегда. Во-первых, можно купить так называемое открыто-закрытое платье – например, как у новоиспеченной супруги принца Уильяма Кейт Миддлтон. Платье-бюстье выглядит скромно и солидно благодаря кружевам, закрывающим плечи и руки. У Кейт кружева – неотъемлемая деталь платья, но закрыть руки и плечи можно и кружевным болеро.

Вместо болеро можно заказать или приобрести красивую шаль, накидку для венчания (можно с капюшоном) или палантин. Прикрыв плечи и руки, невеста не потеряет в красоте своей, а наоборот – будет выглядеть необычайно нежно, скромно и трогательно. Можно обойтись и без накидок, если на голове у невесты – длинная, пышная фата. Фата прикроет открытые участки тела, а чтобы скрыть обнаженность рук, можно надеть длинные перчатки.

На заметку. Платья для венчания после свадьбы не принято продавать или дарить. Их, как и крестильные рубашки, хранят вместе с венчальными иконами и свечами.

Туфли невесты для венчания

Невесте не рекомендуется приходить в церковь в модельных туфельках на высоком каблуке. Дело здесь не в православных традициях, а в банальном удобстве. Обряд венчания длится довольно долго – иногда проходит несколько часов. Выстоять столько времени на каблуках – это настоящий подвиг. А если учесть, что невеста уже успеет устать после бракосочетания в загсе и что в дальнейшем ее ждет банкет, тем более стоит сделать выбор в пользу удобных балеток или босоножек на сплошной подошве.

Головной убор, прическа невесты на венчании

Всем известно, что в православную церковь женщина должна входить с покрытой головой. Определяясь со свадебной прической и ее украшением, нужно учитывать это церковное правило. Высокие сложные конструкции на голове, креативные греческие свадебные прически или прически с буклями могут испортиться под платком, надетым на венчание. Чтобы этого избежать, лучше сразу запланировать прическу с фатой.

Если прическа невесты дополнена фатой, голову покрывать перед входом в церковь необязательно (при условии, что фата закрывает макушку). Подходящий вариант – фата для венчания с вуалью. Если вы не планируете надевать фату, выберите такую свадебную прическу, которая не пострадает под мантильей, шалью или платком. Выбранным головным убором, если он достаточно большой, можно не только голову покрыть, но и прикрыть открытые участки тела: плечи, декольте, руки. В идеале покрывало не должно быть полностью прозрачным.

Позаботьтесь о том, чтобы головной убор не спадал во время церемонии. Это будет мешать вам. Если необходимо, приколите шаль невидимкой к волосам.

Заранее уточните у батюшки, будут ли венцы надеваться на голову или их будут держать свидетели (восприемники). Если венец будет надеваться на голову, лучше отказаться от шелкового платка из-за его скользкости.

Что надеть на крестины: варианты для матери и ребенка

Наряд для крещения должен подбираться с особой тщательностью и знанием дела, ведь в обратном случае можно получить выговор от самого батюшки, или вообще не допуститься на порог церкви.

В каждой церкви есть свои особенности обряда, о которых вас предупредят заранее. Но существуют и общие правила того, как должны одеться мать и ребенок.

Как одеть ребенка на крещение?

Обряд крещения занимает около 40-50 минут, из которых более половины малыш проводит на руках у крестных родителей, а затем батюшка забирает ребенка на помазание и купель. Ребенка нужно одеть в удобную (по желанию нарядную) одежду, в которой у батюшки будет доступ к грудке, запястьям и лодыжкам малыша. Для девочки это может быть платье с большим вырезом на горловине, а у мальчика футболочка и шорты. После обряда купели малыша облачают в белую крестильную рубашку, которая обязательно должна быть приготовлена заранее — новая и кристально чистая. Верхняя одежда в зависимости от сезона может быть любой, ее обязательно снимают в церкви.

Как одеться матери на крещение?

Внешний вид женщины на крещение не отличается от основных правил относительно одежды в церкви: покрытая голова (платок или шарф, в некоторых церквях допускаются скромные шляпки), никаких брюк — только юбка или платье, желательно длиной ниже колена; обязательно закрытая грудь и плечи, по желанию и руки. Можно каблуки, но все в разумных пределах — главное скромность и никаких вызывающих вырезов, страз, бахромы и прочего декора. Идеальный образ матери на крестинах — скромное, но при этом нарядное платье с пиджаком или кофточкой и шелковый платок на голове. Балетки или туфли — выбираются по желанию.

Как одеться на причастие?

Главное, о чем следует помнить – это то, что любому наряду есть свое время и место. Именно поэтому важно не забывать о том, что Причастие – религиозный праздник, направленный на ребенка, и это две убедительные причины, почему не стоит надевать ничего вычурного или вызывающего. Все-таки вы посетите Святое место, для того чтобы ваш малыш приобщился к духовному миру.

Не следует забывать и о том, что Причастие – полуофициальный праздник, а потому без формального стиля в одежде не обойтись. Но и здесь не стоит переусердствовать: наряд не должен напоминать о душных офисных помещениях. Также не допускается наличие логотипа какого-либо бренда. Реклама продукта и выпячивание социального статуса – не прерогатива данного мероприятия. В центре должен быть ребенок, принимающий Причастие впервые, это его день.

С другой стороны при выборе образа для родителей ребенка, принимающего Причастие, важно ориентироваться на время года, в которое проходит праздник. Как правило, это событие происходит весной, в мае, когда погода особенно непредсказуема. Так что не стоит пренебрегать прогнозами синоптиков, а также знаниями о географических особенностях региона, в котором вы живете.

Для женщин хорошим вариантом является короткое платье длиной чуть короче, чем до середины колена. Как уже упоминалось выше, цвет наряда не должен бросаться в глаза, так что бежевый или неброские пастельные оттенки подойдут идеально.

Для Первого Причастия вашего ребенка стоит выбрать обувь со средней высоты каблуком, а также маленькую или же среднего размера сумку. Что касается аксессуаров, то здесь не перестарайтесь. Не забывайте: ваша цель – создание наиболее простого образа.

Мужской образ

Мужчинам не обязательно носить костюмы с галстуком для Первого Причастия, хотя это постоянно происходит. Для этого праздника вполне возможно одеваться более неформально, ограничившись рубашкой и пиджаком. Главное – не надевать ничего слишком спортивного.

Выводы

В церковь нужно надевать все лучшее. Одежда должна быть скромной, но эта скромность не должна быть показательной, чтобы не привлекать к себе внимания. Вот несколько рекомендаций по поводу одежды в церкви:

Дети: Только маленьким детям (младше 10) разрешено одевать в церковь шорты – и только их классический вариант. Спортивные шорты, обрезанные из брюк или стрейчевые – непозволительная одежда в церкви (будь-то дети или взрослые). Туфли или сандалии должны быть чистыми. Нельзя надевать футболки с какими- либо надписями. Ребенок, если это мальчик, должен быть одет в классические брюки или шорты и рубашечку или, в крайнем случае, в однотонную футболку. Девочку следует одеть в платье неяркой расцветки.

Женщины: Платье должно быть скромным. Никаких маек или платьев с тонкими бретельками, никаких мини-юбок и обтягивающих нарядов. Никаких платьев с вырезами на спине. Запрещены шорты любого фасона. Если женщина хочет надеть в церковь брюки – это должны быть именно брюки, а не джинсы или легинсы. Хотя все же в некоторых церквях за брюки можно услышать упрек. Поэтому просто понаблюдайте, во что одеты прихожане вашей церкви.

Что касается косметики, то макияж не должен быть ярким и вызывающим. Можно слегка подкрасить ресницы. Но, ни в коем случае, не следует использовать губную помаду. Вы когда-нибудь видели икону всю в губной помаде? Если вы не можете без нее обходиться – вытрите губы перед входом в храм. Также есть древняя традиция – входя в храм покрывать голову платком. О ее происхождении и актуальности идут споры, но традиция – есть традиция. Чем скромнее вы будете выглядеть, тем меньше поводов у вас будет для волнений. Главное не перестараться. Темная юбка до пят смотрится показательно скромно, что тоже нехорошо.

Мужчины: Мужчины также должны быть одеты скромно. В то время как пиджак и галстук не обязательны, у рубашки должен быть воротничок, и ее необходимо застегнуть на все пуговицы (оставить расстегнутой можно только пуговицу воротника,

но две или три не застёгнутые пуговицы недопустимы). Брюки должны быть чистыми и отутюженными. Джинсы (любого цвета) – это слишком повседневная одежда для церкви. Снова-таки, шорты – непозволительны. И запомните- в церковь необходимо одеваться со вкусом. Перед входом в храм, мужчина должен снять головной убор.

Также перед походом в церковь, как женщине, так и мужчине лучше не пользоваться парфюмерией. И напоследок, самое главное правило этикета в церкви – не привлекать к себе лишнего внимания – ни одеждой, ни поведением, ни слишком резким запахом.

Вопросы и ответы, часто задаваемые начинающими христианами.

35 коротких часто задаваемых вопроса начинающих христиан о храме, свечах, записках и т.д.

1. Как человек должен готовиться к посещению храма?

К утреннему посещению нужно готовиться следующим образом:
Встав с постели, возблагодари Господа, даровавшего тебе возможность провести ночь в мире и продлившего тебе дни для покаяния. Умойся, встань перед иконой, зажги лампаду (от свечи), чтобы она вызывала в тебе молитвенный дух, приведи свои мысли в порядок, всех прости и только тогда приступай к чтению молитвенного правила (утренние молитвы из Молитвослова). Затем вычитай одну главу из Евангелия, одну из Апостола и одну кафизму из Псалтири или один псалом, если мало времени. При этом надо помнить, что лучше прочесть одну молитву с искренним сокрушением сердца, чем всё правило с мыслью, как бы все это поскорее закончить. Начинающим можно пользоваться сокращенным молитвословом, постепенно прибавляя по одной молитве.

Перед выходом скажи:
Отрицаюсь тебе, сатана, гордыне твоей и служению твоему и сочетаюсь Тебе, Христе Иисусе, Боже наш, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Перекрестись и спокойно иди в храм, не боясь, что сделает тебе человек.
Идя по улице, перекрести дорогу перед собой, говоря про себя:
Господи, благослови пути мои и сохрани меня от всякого зла.
По дороге в храм читай про себя молитву:
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго.

2. Как должен быть одет человек, решивший идти в церковь?

Женщины не должны приходить в церковь в брюках, коротких юбках, с яркой косметикой на лице, недопустима помада на губах. Голова должна быть покрыта платком или шарфом. Мужчины перед входом в церковь должны снять головной убор.

3. Можно ли принимать пищу перед посещением храма в утренние часы?

По уставу нельзя, это делается натощак. Отступления возможны по немощи, с укорением себя.

4. Можно ли входить в храм с сумками?

Если есть необходимость, можно. Только когда верующий подходит к Причастию, сумку надо отставить в сторону, так как во время Причащения руки крестообразно складываются на груди.

5. Сколько поклонов надо класть перед входом в храм и как вести себя в храме?

Перед входом в храм, предварительно перекрестившись, поклонись трижды, смотря на образ Спасителя, и молись к первому поклону:
Боже, буди милостив мне, грешному.
Ко второму поклону:
Боже, очисти грехи моя и помилуй мя.
К третьему:
Без числа согреших, Господи, прости мя.
Затем проделай то же самое, войдя в двери храма, поклонись на обе стороны, сказав про себя:
Простите меня, братья и сестры, встань благоговейно на одном месте, никого не толкая, и внимай словам молитвы.
Если человек пришел в храм впервые, то ему надо осмотреться, заметить, что делают более опытные верующие, куда направлены их взоры, в каких местах Богослужения и каким образом они накладывают на себя крестное знамение и совершают поклоны.
Недопустимо во время богослужения вести себя будто в театре или музее, то есть, задрав голову, рассматривать иконы и священнослужителей.
Во время молитвы стоять надо благоговейно, с покаянным чувством, слегка опустив плечи и голову, как стоят провинившиеся перед царем.
Если не понимаешь слов молитвы, то произноси про себя с сокрушением сердца Иисусову молитву:
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного (ную).
Крестное знамение и поклоны старайся совершать со всеми одновременно. Помни, что Церковь - это земное Небо. Молясь Творцу своему, не помышляй ничего земного, но только воздыхай и молись о грехах своих.

6. Сколько времени надо находиться на службе?

Службу надо отстоять от начала до конца. Служба - это не повинность, а жертва Богу. Разве будет приятно хозяину дома, к которому пришли гости, если они уйдут раньше окончания праздника?

7. Можно ли сидеть на службе, если нет сил стоять?

На этот вопрос святитель Филарет Московский ответил: «Лучше думать о Боге сидя, чем о ногах стоя». Однако во время чтения Евангелия необходимо стоять.

8. Что важно в поклонах и молитве?

Помни, что не в словах и поклонах дело, а в возношении ума и сердца к Богу. Можно все молитвы проговорить и все означенные поклоны положить, а о Боге совсем не вспомнить. И, следовательно, не молясь - исполнить молитвенное правило. Такая молитва - грех перед Богом.

9. Как правильно целовать иконы?

Лобызая св. икону Спасителя, следует целовать ноги, Божией Матери и святых - руку, а Нерукотворенный Образ Спасителя и главу Иоанна Крестителя - во власины.

10. Что символизирует поставленная перед образом свеча?

Свеча, как и просфора, - это бескровная жертва. Огонь свечи символизирует вечность. В древности, в ветхозаветной Церкви, человек, приходящий к Богу, приносил ему в жертву внутренний жир и шерсть закланного (убитого) животного, которые возлагались на жертвенник всесожжения. Теперь же, приходя в храм, мы приносим в жертву не животное, а символически заменяющую его свечу (лучше восковую).

11. Имеет ли значение, какого размера свечи ставишь перед образом?

Все зависит не от размера свечи, а от искренности твоего сердца и твоих возможностей. Конечно, если обеспеченный человек ставит дешёвые свечи, то это говорит о его скупости. Но если человек беден, а сердце его горит любовью к Богу и состраданием к ближнему, то его благоговейное стояние и горячая молитва угоднее Богу, чем самая дорогая свеча, поставленная с холодным сердцем.

12. Кому и сколько свечей надо ставить?

В первую очередь ставится свеча к Празднику или чтимой храмовой иконе, затем к мощам святого, если таковые имеются в храме, а уже потом за здравие или за упокой.
За умерших свечи ставят на канун у Распятия, мысленно произнося:
Помяни, Господи, усопшего раба Твоего (имя) и прости его согрешения, вольные и невольные, и даруй ему Царствие Небесное.
О здравии или в какой нужде обычно свечи ставят Спасителю, Божией Матери, святому великомученику и целителю Пантелеймону, а также тем святым, коим Господь даровал особую благодать исцелять болезни и подавать помощь в различных нуждах.
Поставив свечку перед избранным тобой угодником Божиим, мысленно произнеси:
Святый Угодниче Божий (имя), моли Бога обо мне, грешном (ой) (или имя, за кого просишь).
Затем надо подойти и приложиться к иконе.
Надо помнить: чтобы молитвы достигли успеха, молиться святым угодникам Божиим надо с верою в силу их ходатайства перед Богом, со словами, идущими от сердца.
Если ставишь свечу к образу Всех святых, обрати ум свой ко всему сонму святых и всему воинству Небесному и молись:
Вси святии, молите Бога о нас.
Все святые о нас всегда Бога молят. Он же Один всех милует, а к просьбам святых Своих всегда снисходителен бывает.

13. Какие молитвы надо творить перед образами Спасителя, Божией Матери и Животворящего Креста?

Перед образом Спасителя моли про себя:
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного (ную) или Без числа согреших, Господи, помилуй мя.
Перед иконой Божией Матери произноси кратко:
Пресвятая Богородице, спаси нас.
Перед образом Животворящего Креста Христова твори такую молитву:
Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим.
И после этого поклонись Честному Кресту. И если стоишь перед образом Христа Спасителя нашего или Богородицы, или святых Божиих со смирением и теплою верою - то получишь то, что просишь.
Ибо где образ, там и благодать первообразная.

14. Почему именно у Распятия принято ставить свечи за упокой?

Крест с Распятием стоит на кануне, то есть на столе для поминания усопших. Христос взял на Себя грехи всего мира, грех первородный - Адамов грех - и через Свою смерть, через Кровь, которая пролилась безвинно на кресте (поскольку Христос не имел греха), примирил мир с Богом Отцом. Помимо этого, Христос - это мост между бытием и небытием. Можно увидеть на кануне, кроме догорающих свечей, еще и еду. Это очень давняя христианская традиция. В глубокой древности были так называемые агапии - трапезы любви, когда христиане, которые приходили на богослужение, после его окончания все вместе потребляли то, что приносили с собой.

15. С какой целью и какие продукты можно положить на канун?

Обычно на канун кладут хлеб, печенье, сахар, все то, что не противоречит посту (так как может быть и постный день). Также можно пожертвовать на канун лампадное масло, кагор, который потом пойдет для причастия верующих. Всё это приносится и оставляется с той же целью, с какой ставится на канун свеча - помянуть своих умерших родственников, знакомых, друзей, еще не прославленных подвижников благочестия.
С этой же целью подается и записочка о поминовении.
Следует твёрдо помнить, что приношение должно идти от чистого сердца и искреннего желания принести жертву Богу за упокой души поминаемого человека и должно быть добыто от своего труда, а не похищено или приобретено обманом или иным лукавством.

16. Какое самое важное поминовение для усопших?

Самое важное - поминовение усопших на проскомидии, ибо вынутые из просфоры частицы погружаются в Кровь Христову и очищаются сею великою жертвою.

17. Как подать записку о поминовении на проскомидии? Можно ли на проскомидии поминать болящих?

До начала богослужения, надо подойти к свечному прилавку, взять лист бумаги и написать следующим образом:

Об упокоении

Андрея
Марии
Николая

Заказная

Таким образом оформленная записка будет подана на проскомидию.

О здравии

Б. Андрея
мл. Николая
Нины

Заказная

Таким же образом подаётся записка о здравии, в том числе и болящих.

Записку можно подать с вечера, указав дату, на которую предполагается поминовение.
Сверху записки не забудь нарисовать восьмиконечный крест, а внизу желательно приписать: «и всех православных христиан». Если хочешь помянуть духовное лицо, то его имя ставится первым.

18. Что делать, если стоя на молебне или другом богослужении не услышал имени, которое подал на поминовение?

Бывает, что священнослужителей упрекают: дескать, не все записки прочитали или не все свечи поставили. И не знают, что этого делать нельзя. Не судите, да не судимы будете. Вы пришли, принесли - всё, ваш долг выполнен. А уж как священник сделает, так с него и спросится!

19. Для чего совершается поминовение усопших?

Все дело в том, что покойники сами за себя молиться не могут. За них это должен сделать кто-то другой из живущих ныне. Таким образом, души людей, покаявшихся перед смертью, но не успевших принести плоды покаяния, могут получить освобождение только по ходатайству за них перед Господом от живущих родственников или друзей и в силу молитв Церкви.
Святые Отцы и учители Церкви согласно признают возможность для грешников освобождения от мучений и благотворное значение в этом отношении молитв и милостыни, особенно церковных молитв, и преимущественно бескровной жертвы, то есть поминовения на Литургии (проскомидии).
«Когда весь народ и Священный Собор, - вопрошает св. Иоанн Златоуст, - стоят с простертыми к небу руками и когда предлежит страшная жертва, как не умилостивим мы Бога, молясь за них (умерших)? Но это о тех только, которые в вере умерли» (Св. Иоанн Златоуст. Беседа на посл. к Флп. 3, 4).

20. Можно ли вписать в поминальную записку имя самоубийцы или некрещеного?

Нельзя, так как лица, лишенные христианского погребения, обыкновенно лишаются и молитв церковных.

21. Как нужно себя вести при каждении?

При каждении нужно преклонить голову, словно Дух Жизни принимаешь, и творить молитву Иисусову. При этом нельзя поворачиваться спиной к алтарю - это ошибка многих прихожан. Надо лишь слегка развернуться.

22. Какой момент считается окончанием утреннего богослужения?

Окончанием, или завершением, утреннего богослужения является выход священника с Крестом. Такой момент называется отпустом. Во время отпуста верующие подходят к Кресту, целуют его и священническую руку, держащую Крест, как его подножие. Отойдя, нужно поклониться иерею. Кресту же помолиться:
Верую, Господи, и поклоняюсь Честному и Животворящему Кресту Твоему, яко на Нем соделал ecu спасение посреде Земли.

23. Что нужно знать об употреблении просфоры и святой воды?

По окончании Божественной литургии, придя домой, приготовь на чистой скатерти трапезу из просфоры и святой воды.
Перед употреблением трапезы сотвори молитву:
Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь.
Просфору принимают над тарелкой или чистым листом бумаги, чтобы крошки святые не упали на пол и не были попираемы, ибо просфора - хлеб святой Небесный. И принимать его надо со страхом Божиим и смирением.

24. Как празднуются праздники Господни и святых Его?

Праздники Господни и святых Его празднуются духовно, чистою душою и неоскверненной совестью, обязательным посещением церкви. По желанию верующие заказывают благодарственные молебны в честь Праздника, приносят цветы к иконе Праздника, раздают милостыню, исповедуются и причащаются.

25. Как заказать молебен поминальный и благодарственный?

Молебен заказывается путем подачи записки, оформленной соответствующим образом. Правила оформления заказного молебна вывешиваются у свечного прилавка.
В разных церквях существуют определенные дни, когда совершаются молебны, в том числе водосвятные.
На водосвятном молебне можно освятить крестик, икону, свечи. По окончании водосвятного молебна верующие с благоговением и молитвою берут святую воду и ежедневно натощак ее принимают.

26. В чем состоит таинство покаяния и как готовиться к исповеди?

Господь Иисус Христос сказал, обращаясь к ученикам Своим: Истинно говорю вам, что вы свяжете на земле, то будет связано на небе, и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе (Мф. 18, 18). И в другом месте Спаситель, дунув, сказал апостолам: Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся (Ин. 20, 22-23).
Апостолы же, исполняя волю Господа, передали эту власть своим преемникам - пастырям Церкви Христовой, и по сей день каждый, верующий православно и исповедующий чистосердечно перед православным священником свои грехи может получить через его молитву разрешение, прощение, полное отпущение их.
В этом и состоит суть таинства покаяния.
Человек, привыкший следить за чистотой своего сердца и опрятностью своей души, не может жить без покаяния. Он ждёт и жаждет очередной исповеди, как иссохшая земля ждёт живительной влаги.
Представьте себе на минуту человека, по смывавшего с себя телесную грязь всю жизнь! Вот и душа требует омовения, и что было бы, если не было бы таинства покаяния, этого целительного и очистительного «второго крещения». Накопившиеся грехи и прегрешения, не снятые с совести (не только крупные, но и многие мелкие), тяготят ее так, что человек начинает чувствовать какой-то необычный страх, ему начинает казаться, что с ним должно произойти что-то дурное; то вдруг он впадает в какие-то нервные срывы, раздражения, ощущает общее беспокойство, не имеет внутренней твердости, перестает владеть собой. Часто причины всего происходящего сам он не понимает, а она в том, что на совести человека - неисповеданные грехи. По милости Божией эти скорбные ощущения и напоминают нам о них, чтобы мы, озадаченные таким бедственным положением души своей, пришли к сознанию необходимости исторгнуть из нее весь яд, то есть обратились к св. таинству покаяния и этим бы избавились от всех тех мук, которые ожидают после Страшного Суда Божия всякого грешника, не очистившегося здесь, в этой жизни.
Практически все таинство покаяния совершается так: вначале священник молится со всеми желающими исповедоваться. Затем он делает краткое напоминание о наиболее распространенных грехах, говорит о смысле исповеди, об ответственности исповедующегося и о том, что он стоит перед Самим Господом, и священник - лишь свидетель таинственной беседы его с Богом, и что умышленное сокрытие каких-либо грехов усугубляет вину кающегося.
Затем уже исповедующиеся по одному подходят к аналою, на котором лежат Святое Евангелие и Крест, делают поклон ко Кресту и Евангелию, становятся перед аналоем, склонив голову или на колени (последнее не обязательно), и начинают исповедоваться. Полезно при этом составить приблизительный план для себя - какие грехи исповедовать, чтобы не забыть потом на исповеди; но надо будет не просто прочитать с листка бумаги о своих язвах, а с чувством вины и раскаяния открывать их перед Богом, вынимать их из души своей, как каких-нибудь гадких змей, и с чувством отвращения избавляться от них. (Сравни этот список грехов с теми списками, которые будут держать злые духи на мытарствах, и заметь: чем тщательнее ты сам обличишь себя, тем меньше страниц обнаружится в тех демонских писаниях.) При этом, конечно, каждое извлечение такой мерзости и выведение ее на свет будет сопровождаться некоторым чувством стыда, но ты знай твердо: Сам Господь и служитель Его - исповедующий тебя иерей, как бы ни был отвратителен твой внутренний греховный мир, только радуются, когда ты от него решительно отрекаешься; на душе священника только радость о покаявшемся. Любой священник после искренней исповеди еще более располагается к исповедующемуся, гораздо ближе и заботливее начинает относиться к нему.

27. Изглаживает ли покаяние воспоминание о совершенных ранее грехах?

Ответ на этот вопрос дается в очерке на Евангельскую тему - «Блудный сын».
«...Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его.
Сын же сказал ему: «Отче! я согрешил против неба и перед тобою и уже не достоин называться сыном твоим». А отец сказал рабам своим: «Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его, и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка и заколите: станем есть и веселиться!» (Лк. 15, 20-23.)
Кончается пир в доме благого, милосердного отца. Затихают звуки ликования, расходятся званые гости. Вчерашний блудный сын выходит из чертога пира, еще полный сладостного чувства любви и всепрощения отца.
За дверями он встречается со стоящим вне старшим братом. В его взоре - осуждение, почти негодование.
Замерло сердце младшего брата; исчезла радость, заглохли звуки пира, перед взором встало недавнее, тяжелое прошлое...
Что он может сказать брату своему в оправдание?
Разве его негодование не справедливо? Разве заслужил он этот пир, эту новую одежду, этот золотой перстень, эти поцелуи и прощение отца? Ведь еще недавно, совсем недавно...
И низко склоняется голова младшего брата перед суровым, осуждающим взором старшего: заныли, заболели еще совсем свежие раны души...
Со взором, просящим милосердия, блудный сын бросается на колени перед старшим братом.
«Брат... Прости меня... Не я устроил этот пир... И не просил я у отца этой новой одежды, и обуви, и этого перстня... Я даже не называл себя более сыном, я просил лишь принять меня в наемники... Твое осуждение меня справедливо, и нет мне оправдания. Но выслушай меня и ты, может быть, поймешь милосердие нашего отца...
Что прикрывает теперь эта новая одежда?
Вот, посмотри, следы этих страшных (душевных) ран. Ты видишь: на моем теле не было здорового места; здесь были сплошные язвы, пятна, гноящиеся раны (Ис. 1, 6).
Они сейчас закрыты и «смягчены елеем» милосердия отца, но еще мучительно болят при прикосновении и, мне кажется, будут болеть всегда...
Они будут постоянно напоминать мне о том роковом дне, когда я с черствой душой, полной самомнения и горделивой уверенности в себе, порвал с отцом, потребовав свою часть имения, и ушел в ту ужасную страну безверия и греха...
Как счастлив ты, брат, что у тебя нет воспоминаний о ней, что не знаешь того смрада и тления, того зла и греха, которые царят там. Ты не испытал духовного голода и не познал вкуса тех рожков, которые в той стране надо красть у свиней.
Вот ты сохранил свои силы и здоровье. А у меня их уже нет... Только остатки их я принес обратно в дом отца. И это сейчас разрывает мое сердце.
Для кого я работал? Кому я служил? А ведь все силы можно было бы отдать для служения отцу...
Ты видишь этот драгоценный перстень на моей грешной, уже слабой руке. Но что бы я не отдал за то, чтобы на этих руках не было следов той грязной работы, которую они выполняли в стране греха, за сознание, что они всегда работали только для отца...
Ах, брат! Ты всегда живешь во свете и не будешь никогда знать горечи тьмы. Ты не знаешь тех дел, которые там совершаются. Ты не встречался близко с теми, с кем там приходится иметь дело, ты не касался той грязи, которой не могут избежать живущие там.
Ты не знаешь, брат, горечи сожалений: на что ушли силы моей юности? Чему посвящены дни моей молодости? Кто вернет мне их? О, если бы жизнь можно было начать сначала!
Не завидуй же, брат, этой новой одежде милосердия отца, без нее были бы нестерпимы муки воспоминаний и бесплодных сожалений...
И тебе ли завидовать мне? Ведь ты богат богатством, которого, может быть, не замечаешь, и счастлив счастьем, которого, возможно, не чувствуешь. Ты ведь не знаешь, что такое невозвратимая утеря, сознание растраченного богатства и загубленных талантов. О, если бы все это было возможно вернуть и вновь принести отцу!
Но имение и таланты выдаются лишь один раз на всю жизнь, и сил уже не воротишь, а время ушло безвозвратно...
Не удивляйся же, брат, милосердию отца, его снисхождению к блудному сыну, его стремлению прикрыть жалкое рубище грешной души новой одеждой, его объятиям и поцелуям, оживляющим опустошенную грехом душу.
Сейчас пир окончен. Завтра я вновь приступлю к работе и буду трудиться в отчем доме рядом с тобой. Ты, как старший и беспорочный, будешь господствовать и руководить мною. Мне же подобает работа подначальная. Мне ее и надо. Эти опозоренные руки не заслуживают иной.
Эта новая одежда, эта обувь и этот перстень также снимутся до времени: в них неприлично будет исполнять мне чёрную работу.
Днем мы будем работать вместе, затем ты можешь со спокойным сердцем и чистою совестью отдыхать и веселиться со своими друзьями. А я?..
Куда я уйду от моих воспоминаний, от сожалений о растраченном богатстве, загубленной юности, потерянных силах, рассыпанных талантах, запачканных одеждах, о вчерашнем оскорблении и отвержении отца, от мыслей об ушедших в вечность и навсегда утерянных возможностях?..»

28. Что означает Причащение Святых Таин Тела и Крови Христовых?

Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни (Ин. 6, 53).
Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь во Мне пребывает и Я в нем
(Ин. 6, 56).
Этими словами Господь указал на совершенную необходимость для всех христиан участия в таинстве Евхаристии. Самое таинство было установлено Господом на Тайной вечери.
«...Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал:
Приимите, ядите, сие есть Тело Мое. И взял чашу и, благодарив, подал им и сказал: Пейте из нея все, ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов » (Мф. 26, 26-28).
Как учит Святая Церковь, христианин, принимая св. Причастие, таинственно соединяется с Христом, ибо в каждой частице раздробленного Агнца содержится Весь Христос.
Неизмеримо значение таинства Евхаристии, постижение которого превосходит наш разум.
Оно зажигает в нас Христову любовь, возносит к Богу сердце, зарождает в нем добродетели, сдерживает нападение на нас темной силы, дарует силу против искушений, оживляет душу и тело, исцеляет их, дает им силу, возвращает добродетели - восстанавливает в нас ту чистоту души, которая была у первородного Адама до грехопадения.
В размышлениях о Божественной литургии еп. Серафима Звездинского имеется описание видения одного старца-подвижника, ярко характеризующее значение для христианина Причащения Св. Таин. Подвижник видел «...огненное море, волны которого вздымались и бурлили, представляя из себя страшное зрелище. На противоположном берегу стоял прекрасный сад. Оттуда доносилось пение птиц, разливалось благоухание цветов.
Подвижник слышит голос: «Перейди через это море ». Но перейти не было возможности. Долго стоял он в раздумье, как перейти, и слышит снова голос: «Возьми два крыла, которые дала Божественная Евхаристия: одно крыло - Божественная Плоть Христова, второе крыло - Животворящая Кровь Его. Без них, как бы ни велик был подвиг, достигнуть Царствия Небесного нельзя ».
Как пишет о. Валентин Свенцицкий: «Евхаристия - это основа того реального единства, которое чаем во всеобщем Воскресении, ибо и в преосуществлении Даров и в нашем Причащении залог нашего спасения и Воскресения не только духовного, но и телесного».
Старец Парфений Киевский однажды в благоговейном чувстве пламенной любви к Господу долго повторял в себе молитву: «Господи Иисусе, живи во мне и дай мне в Тебе жити», - и услышал тихий, сладкий голос: Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает и Аз в нем.
Итак, если покаяние очищает нас от скверны нашей души, то Причастие Тела и Крови Господних напояет нас благодатью и преграждает возвращение в нашу душу лукавого духа, изгнанного покаянием.
Но следует твердо запомнить, что, как бы ни было для нас необходимо Причастие Тела и Крови Христовых, не должно к нему приступать без предварительного очищения себя исповедью.
Апостол Павел пишет: «Кто будет есть Хлеб сей или пить Чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней.
Да испытывает же себя человек и таким образом пусть ест от Хлеба сего и пьет из Чаши сей .
Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор. 11, 27-30).

29. Сколько раз в году нужно причащаться?

Преподобный Серафим Саровский заповедовал Дивеевским сестрам:
«Неопустительно исповедоваться и приобщаться во все посты и, кроме того, двунадесятые и большие праздники: чем чаще, тем лучше - не мучая себя мыслию, что недостойна, и не следует пропускать случая как можно чаще пользоваться благодатью, даруемой приобщением Святых Христовых Таин.
Благодать, даруемая приобщением, так велика, что как бы недостоин и как бы ни грешен был человек, но лишь в смиренном только сознании великой греховности своей приступит к Господу, искупающему всех нас, хотя бы от головы до ног покрытых язвами грехов, то будет очищаться благодатью Христовой, все более и более светлеть, совсем просветлеет и спасется».
Очень хорошо причащаться и в дни своих именин и в дни рождения, а супругам - в день их бракосочетания.

30. Что такое соборование?

Как бы тщательно мы ни старались запоминать и записывать свои грехи, может случиться, что существенная часть их не будет сказана на исповеди, некоторые будут забыты, а некоторые просто не осознаны и не замечены, в силу нашей духовной слепоты.
В этом случае Церковь приходит на помощь кающемуся с таинством Елеосвящения, или, как его часто называют, «соборования». Это таинство основано на указании апостола Иакова - главы первой Иерусалимской Церкви:
«Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит больного, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5, 14-15).
Таким образом, в таинстве Елеосвящения прощаются нам грехи, не сказанные на исповеди по незнанию или же по забывчивости. А поскольку болезни есть следствие нашего греховного состояния, то освобождение от греха часто ведет и к исцелению тела.
В настоящее время, Великим постом, все ревнующие о спасении христиане принимают участие сразу в трех таинствах: исповеди, Елеосвящения и Причащения Святых Таин.
Тем же христианам, которые по какой-либо причине не смогли принять участия в таинстве Елеосвящения, Оптинскими старцами Варсонофием и Иоанном дается такой совет:
«Какого заимодавца можешь найти вернее Бога, знающего и то, чего не было?
Итак, возложи на Него счет забытых тобою прегрешений и скажи Ему:
«Владыко, поскольку и забыть свои согрешения есть грех, то я во всем согрешил Тебе Единому Сердцеведу. Ты и прости меня за все по Твоему человеколюбию, ибо там-то и проявляется великолепие славы Твоей, когда Ты не воздаешь грешникам по грехам, ибо Ты препрославлен вовеки. Аминь».

31. Как часто следует посещать храм?

В обязанности христианина входит посещение храма в субботние и воскресные дни и обязательно в праздники.
Установление и соблюдение праздников необходимо для нашего спасения, они учат нас истинной христианской вере, возбуждают и питают в нас, в наших сердцах любовь, благоговение и покорность Богу. Но в церковь ходят также и для отправления треб, обрядов, для того, чтобы просто помолиться, когда позволяют время и возможности.

32. Что означает для верующего посещение храма?

Каждое посещение храма для христианина - это праздник, если человек действительно верующий. По учению Церкви, при посещении храма Божия происходит особое благословение и успех во всех добрых начинаниях христианина. Поэтому и следует сделать так, чтобы в этот момент был мир в душе и порядок в одежде. Ведь мы не просто идем в церковь. Смирив себя, свою душу и сердце, мы приходим к Христу. Именно к Христу, дающему нам в отношении нас благо, которое мы должны заслужить своим поведением и внутренним расположением.

33. Какие богослужения ежедневно совершаются в Церкви?

Во имя Пресвятой Троицы - Отца и Сына и Святаго Духа - Святая Православная Христианская Церковь ежедневно совершает в храмах Божиих вечерние, утренние и дневные богослужения, по примеру святого Псалмопевца, свидетельствующего о себе: «Вечером и утром и в полдень буду умолять и вопиять, и Он (Господь) услышит голос мой» (Пс. 54, 17-18). Каждое из этих трех богослужений слагается, в свою очередь, из трех частей: вечернее богослужение - оно состоит из Девятого часа, Вечерни и Повечерия; утреннее - из Полунощницы, Утрени и Первого часа; дневное - из Третьего часа, Шестого часа и Божественной литургии. Таким образом, из вечернего, утреннего и дневного богослужений Церковных образуются девять служб: Девятый час, Вечерня, Повечерие, Полунощница, Утреня, Первый час, Третий час, Шестой час и Божественная литургия, подобно тому, как, по учению святого Дионисия Ареопагита, из трех чинов Ангельских образуются девять ликов, день и ночь славословящих Господа.

34. Что такое пост?

Пост - это не только некоторые изменения в составе пищи, то есть отказ от скоромной пищи, но, главным образом, покаяние, воздержание телесное и духовное, очищение сердца через усиленную молитву.
Преподобный Варсонуфий Великий говорит:
«Пост телесный ничего не значит без духовного поста внутреннего человека, который состоит из предохранения себя от страстей. Сей пост приятен Богу и вознаградит для тебя недостаток телесного поста (если ты немощен телом)».
О том же говорит и св. Иоанн Златоуст:
«Кто ограничивает пост одним воздержанием от пищи, тот весьма бесчестит его. Не одни уста должны поститься - нет, пусть постятся и око, и слух, и руки, и ноги, и все наше тело».
Как пишет о. Александр Ельчанинов: «В общежитиях существует коренное непонимание поста. Важен не сам по себе пост как неядение того-то и того-то или как лишение себя чего-то в виде наказания - пост есть лишь испытанный способ достигнуть нужных результатов - через истощение тела дойти до утончения духовных мистических способностей, затемненных плотию, и тем облегчить свое приближение к Богу.
Пост не есть голод . Голодает и диабетик, и факир, и йог, и заключенный в тюрьме, и просто нищий. Нигде в службах Великого поста не говорится о посте изолированном в нашем обычном смысле, то есть как о неядении мяса и проч. Всюду один призыв: «Постимся, братие, телесно, постимся и духовно». Следовательно, пост только тогда имеет религиозный смысл, когда он соединен с духовными упражнениями. Пост равен утончению. Нормальный зоологически благополучный человек недоступен влияниям внешних сил. Пост расшатывает это физическое благополучие человека, и тогда он делается доступнее воздействиям иного мира, идет духовное его наполнение».
По словам еп. Германа, «пост есть сугубое воздержание, чтобы восстановить утраченное равновесие между телом и духом, чтобы вернуть нашему духу его главенство над телом и его страстями».

35. Какие молитвы совершаются перед и после вкушения пищи?

Молитвы перед вкушением пищи:
Отче наш, Иже ecu на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила ecu душ наших.
Господи, помилуй. Господи, помилуй. Господи, помилуй. Благослови.

Молитвы после вкушения пищи:
Благодарим Тя, Христе Боже наш, о насытил ecu нас земных Твоих благ; не лиши нас и Небеснаго Твоего Царствия, но яко посреде учеников Твоих пришел ecu, Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас.
Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Господи, помилуй. Господи, помилуй. Господи, помилуй.
Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.

36. Для чего нужна смерть тела?

Как пишет митрополит Антоний Блюм: «В мире, который грех человеческий сделал чудовищным, смерть является единственным выходом.
Если бы наш мир греха был зафиксирован как неизменный и вечный, это был бы ад. Смерть - единственное, что позволяет земле вместе со страданием вырваться из этого ада».
Епископ Аркадий Лубянский говорит: «Смерть для многих есть средство спасения от духовной гибели. Так, например, дети, умирающие в раннем возрасте, не знают греха.
Смерть сокращает сумму общего зла на земле. Что представляла бы из себя жизнь, если бы вечно существовали убийцы - Каины, предатели Господа - Иуды, люди-звери - Нероны и другие?»
Поэтому смерть тела не «нелепа», как про нее говорят люди мира, а необходима и целесообразна. - Собрание некоторой Православной литературы.

Там же можно найти много Православной литературы, видео, аудиокниги.

Первое Православное радио в ФМ диапозоне!

Можете слушать в автомобиле, на даче, везде где у вас нет доступа к Православной литературе или другим материалам.

_________________________________

http://ofld.ru - Благотворительный Фонд «Лучик Детства» - это добрые и великодушные люди, объединившиеся вместе ради помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации! Фонд поддерживает детей из 125 социальных учреждений 8 областей России, в том числе и малюток из 16 домов ребенка. А это дети-сироты из Челябинской, Свердловской, Курганской, Оренбургской и Самарской областей, а также дети Пермского Края, Республики Башкортостан и Удмуртской Республики. Основной задачей при этом остается обеспечение всем необходимым детей из домов ребенка, где находятся самые маленькие наши подопечные – детки в возрасте от 1 месяца и до 4 лет.