Познание. Нод по фэмп во второй младшей группе Познание фэмп во второй младшей группе

МДОУ детский сад №1 ЗАТО Озерный

Чайковская Оксана Александровна , I квалификационная категория.

2011г.

« Чудесное дерево»

Занятие по познанию (ФЭМП) во второймладшей группе.

Программное содержание:

1.Закрепить представление детей о геометрических фигурах;

2.Совершенствовать умение распознавать на ощупь геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник; умение сравнивать предметы по размеру: большой – маленький.

3.Формировать навыки счета в приделах пяти.

4. Продолжать учить различать основные цвета: зеленый, красный, синий, желтый.

5. Развивать у детей внимание, мышление, мелкую моторику

6. Воспитывать отзывчивость, желание помогать другим.

Материал:

Макет дерева, на нем 6 ярких мешочков с цветными бантиками. Маска кота, мягкая игрушка- медвежонок, горшочек, геометрические фигуры, орешки, разрезная картинка «Ежик».

Ход занятия:

Ребята мы сегодня с вами отправимся в необычное путешествие, а поедем мы с вами на машинах. (Поют песню про машину).

Посмотрите мы с вами приехали на Чудесную полянку.

(У стены стоит дерево, на котором висят яркие мешочки с цветными бантиками).

А у наших,у ворот

Чудо-дерево растёт.

Чудо, чудо, чудо, чудо

Расчудесное!

Не листочки на нём,

А мешочки на нём,

А мешочки на нём,

Словно яблоки!

Посмотрите-ка, ребятки, вот оно, какое чудо-дерево. Посмотрите, какие необычные яблоки на нем выросли. Давайте посмотрим, что же это за яблоки.

1. Воспитатель снимает с ветки один из мешочков.

Какого цвета бантик?

Кто это? Медвежонок. Что любит медведь? (мед)
Воспитатель достает горшочек.
- Он оставил горшочек (трясет его, слышится шум). Там точно не мед.Сейчас я посмотрю что там? (заглядывает в горшочек).
- Ой, как интересно! Там лежат геометрические фигуры. Но вы сами должны отгадать, какие фигуры спрятал мишутка в горшочке. Для этого, вы должны опустить руку и на ощупь определить эту фигуру.

Дети поочередно подходят к воспитателю, они на ощупь определяют фигуру в горшочке. Остальные дети наблюдают и помогают ребенку, который не может справиться с заданием.

2. - Снимаем следующий мешочек.

Какого цвета бантик?Посмотрим что там. Посчитаем орешки.

Какая зверюшкалюбит орешки? Кого она угощала, вспомним.

(Пальчиковая гимнастика – «Сидит белка на тележке»).

Сидит белка на тележке, (Спину выпрямить, голову поднять, согнутые кисти рук прижать к груди, как лапочки).

Продает она орешки.

Лисичке-сестричке, (Правой рукой загибать по очереди пальцы на левой).

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Кому в зобок (погладить себя по горлу сверху вниз),

Кому в платок (протянуть вперед две ладони вместе),

Кому в лапочку. Протянуть вперед ладонь, сложенную в виде ложечки.

3. – Ребята, смотрите пока мы играли с белочкой, на нашей полянке бобры построили домики, но посмотрите наши строители расстроились, потерялись детали от домиков и они не могут закончить работу. Мы им поможем, Давайте внимательно рассмотрим дома. Какого цвета этот домик? А какой формы деталь потерялась? (и так с каждым домиком ).

Сейчас мы посмотрим, может быть,Чудо-дерево нам поможет найти детали.

(снимает мешочек с дерева). Какого цвета бантик?

Ребята посмотрите здесь потерянные детали, давайте мы с вами достроим домики (дети берут по одной детали) Сейчас мы с вами подойдем к столу и аккуратно намажем детали клеем и приклеим их на место.

Дети подходят к столу и выполняют задание, обговорить с детьми условия выполнения задания.

4 . – Молодцы, вы достроили все домики, и теперь в них может кто-нибудь посилиться, интересно, а чьи же это дома. Ой, я, кажется, слышу какие то звукивоспитатель снимает мешочек), кажется от сюда. Здесь кто-то говорит, что это их домики. Давайте посмотрим, кто с нами разговаривает (ребята достают из мешочков животных и называют их). Ребята давайте подберем домик по величине для каждого животного (выполняют задания).

5. – Ребята, вы ничего не слышали? Мне показалось кто-то мяукает.

Заглядывает в мешочек. Кто же там? Кошка!

Воспитатель достает маску кота. Одевает на одного из детей.

-… у нас будет котиком, а вы - мышками. Прячьтесь от котика.

Дети сидят на корточках. Кот «спит» на стульчике напротив мышек.

«Мышки в норочках сидят и на котика глядят, коготками пол скребут.

Ах, как много мышек тут!

Тише мыши, кот идет. Он вас всех подстережет!»

Кот выходит, обходит норки, громко мяукает.

«Котик мышек не нашел, погулял и спать пошел!

Только котик засыпает, мышки пляску начинают»

Звучит плясовая музыка, мышки пляшут!

«Тише, мыши, кот идет! Он вас всех подстережет!»

Сколько мышек? (много). Котиков? (один).

6. - Посмотрите ребята, у нас осталось последнее чудо – яблочко, давайте посмотрим, что в нем. (снимают мешок). Посмотрите здесь была картинка, но она рассыпалась, вы поможете мне ее собрать (раздает части картинки детям). Обратите внимание на своикусочки картинки, с одной стороны у вас картинка, а с другой нарисована геометрическая фигура, у меня на листе окошки с такими же фигурами, вам нужно найти свое окошко и вставить в него часть картинки. А теперь составим части и посмотрим, какая картинкаполучилась (собирают пазлы и смотрят что получилось).

Ребята мы с вами замечательно провели время, давайте вспомним что мы успели сделать на волшебной полянке (дети перечисляют). Правильно, мы с вами встретились с мишуткой и нашли геометрические фигуры в его горшочке, посчитали орешки у белочке, помогли достроить дома и подобрать домик для каждого животного, поиграли с котом и собрали замечательную картинку. Какие вы у меня умные добрые, хорошие ребята. Вы молодцы.

Ребята мы с вами находимся на чудесной полянке и сейчас должно произойти чудо, давайте закроем глазки и посчитаем до пяти (воспитатель выставляет вазу с яблоками).

Ребята посмотрите Чудо – дерево подарило нам свои яблочки, давайте мы скажем ему спасибо и пойдем в группу кушать яблочки. А на чем мы поедем в группу? На машине. Завели свои моторчики и поехали.

Текущая страница: 1 (всего у книги 6 страниц)

Ирина Помораева, Вера Позина

Занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе детского сада

Планы занятий

Издание 3-е, исправленное и дополненное

Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду» под общей редакцией М. А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой


Помораева Ирина Александровна методист Учебно-методического центра по профессиональному образованию г. Москвы, преподаватель методики математического развития Педагогического колледжа №15, заслуженный учитель России.

Позина Вера Арнольдовна методист, преподаватель методики математического развития Педагогического колледжа №4, отличник народного просвещения.

Предисловие

Данное пособие адресовано воспитателям, работающим по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, для организации занятий по математике во второй младшей группе.

В пособии рассматриваются вопросы организации работы по развитию элементарных математических представлений у детей 3–4 лет с учетом закономерностей становления и развития их познавательной деятельности и возрастных возможностей.

В книге представлено примерное планирование занятий по математике на год. Предложенная система занятий включает комплекс игровых заданий и упражнений, наглядно-практических методов и приемов работы по формированию элементарных математических представлений; помогает детям овладеть способами и приемами познания, применять полученные знания и умения в самостоятельной деятельности. Это создает предпосылки для формирования правильного миропонимания, что, в свою очередь, позволяет обеспечить общую развивающую направленность обучения, связь с умственным, речевым развитием и разнообразными видами деятельности.

Сюжетность занятий и специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления), мотивируют деятельность ребенка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. Методика проведения занятий не предполагает прямого обучения, а подразумевает создание ситуаций содружества, содеятельности, что повышает активность ребенка в осмыслении и самостоятельном выполнении математических заданий. Знания, полученные детьми на занятиях, необходимо закреплять в повседневной жизни. С этой целью в работе с детьми как в дошкольном учреждении, так и дома можно использовать рабочую тетрадь к «Программе воспитания и обучения в детском саду» «Математика для малышей» (М.: Мозаика-Синтез).

В пособие включен дополнительный материал, составленный в соответствии с рекомендациями современных психологов и педагогов, позволяющий расширить содержание работы с детьми четвертого года жизни и повысить их интерес к заданиям с математическим содержанием.

Примерное распределение программного материала на год

Учитывая адаптационный период детей, занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе проводятся со второй половины сентября один раз в неделю (32–34 занятия в год).

I квартал

Сентябрь

Занятие 1

Занятие 2

большой, маленький .

Занятие 1

один, много, мало .

Занятие 2

много, один, ни одного .

Занятие 3

один, много, ни одного .

Занятие 4

Совершенствовать умение составлять группу из отдельных предметов и выделять один предмет из группы, обозначать совокупности словами один, много, ни одного.

большой, маленький.

Занятие 1

Учить сравнивать два предмета по длине и обозначать результат сравнения словами

Совершенствовать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять один предмет из группы; обозначать совокупности словами один, много, ни одного.

Занятие 2

Учить находить один и много предметов в специально созданной обстановке, отвечать на вопрос «сколько?», используя слова один, много.

Продолжать учить сравнивать два предмета по длине способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами длинный – короткий, длиннее – короче.

Занятие 3

Продолжать учить находить один и много предметов в специально созданной обстановке, обозначать совокупности словами один, много.

Познакомить с квадратом, учить различать круг и квадрат.

Занятие 4

Закреплять умение находить один и много предметов в специально созданной обстановке, обозначать совокупности словами один, много.

Продолжать учить различать и называть круг и квадрат.

II квартал

Занятие 1

Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине, результаты сравнения обозначать словами длинный – короткий, длиннее – короче, одинаковые по длине.

Упражнять в умении находить один и много предметов в окружающей обстановке.

Занятие 2

Продолжать совершенствовать умение находить один и много предметов в окружающей обстановке.

Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине способами наложения и приложения; обозначать результаты сравнения словами длинный – короткий, длиннее – короче.

Занятие 3

Учить сравнивать две равные группы предметов способом наложения, понимать значение слов по много, поровну.

Упражнять в ориентировании на собственном теле, различать правую и левую руки.

Занятие 4

Продолжать учить сравнивать две равные группы предметов способом наложения, активизировать в речи выражения

Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине, используя приемы наложения и приложения и слова длинный – короткий, длиннее – короче.

Занятие 1

Учить сравнивать два предмета, контрастных по ширине, используя приемы наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами широкий – узкий, шире – уже.

Продолжать учить сравнивать две равные группы предметов способом наложения, обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько – сколько.

Занятие 2

Продолжать учить сравнивать два предмета по ширине способами наложения и приложения, определять результаты сравнения словами широкий – узкий, шире – уже.

Совершенствовать навыки сравнения двух равных групп предметов способом наложения; умение обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько – сколько.

Закреплять умение различать и называть круг и квадрат.

Занятие 3

Познакомить с треугольником: учить различать и называть фигуру.

Совершенствовать умение сравнивать две равные группы предметов способом наложения, обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько – сколько.

Закреплять навыки сравнения двух предметов по ширине, учить пользоваться словами широкий – узкий, шире – уже, одинаковые по ширине.

Занятие 4

Учить сравнивать две равные группы предметов способом приложения, обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько – сколько.

Продолжать знакомить с треугольником, учить называть и сравнивать его с квадратом.

Занятие 1

Продолжать учить сравнивать две равные группы предметов способом приложения, обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько – сколько.

Совершенствовать умение различать и называть знакомые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).

Упражнять в определении пространственных направлений от себя и обозначать их словами вверху – внизу.

Занятие 2

Познакомить с приемами сравнения двух предметов по высоте, учить понимать слова

Упражнять в определении пространственных направлений от себя.

Совершенствовать навыки сравнения двух равных групп предметов способом приложения и пользоваться словами по много, поровну, столько – сколько.

Занятие 3

Продолжать учить сравнивать два предмета по высоте способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами высокий – низкий, выше – ниже.

Продолжать совершенствовать навыки сравнения двух равных групп предметов способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами поровну, столько – сколько.

Занятие 4

Учить сравнивать две неравные группы предметов способом наложения, обозначать результаты сравнения словами больше – меньше, столько – сколько.

Совершенствовать умение сравнивать два контрастных по высоте предмета знакомыми способами, обозначать результаты сравнения словами высокий – низкий, выше – ниже.

III квартал

Занятие 1

Продолжать учить сравнивать две неравные группы предметов способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами больше – меньше, столько – сколько, поровну .

Совершенствовать умение различать и называть круг, квадрат, треугольник.

Занятие 2

Совершенствовать умение сравнивать две равные и неравные группы предметов, пользоваться выражениями поровну,

Закреплять способы сравнения двух предметов по длине и высоте, обозначать результаты сравнения соответствующими словами.

Занятие 3

Упражнять в сравнении двух групп предметов способами наложения и приложения и пользоваться словами столько – сколько, больше – меньше.

день, ночь.

Занятие 4

Закреплять способы сравнения двух предметов по длине и ширине, обозначать результаты сравнения соответствующими словами.

Формировать умение различать количество звуков на слух (много и один).

Упражнять в различении и назывании геометрических фигур: круга, квадрата, треугольника.

Занятие 1

Учить воспроизводить заданное количество предметов и звуков по образцу (без счета и называния числа).

Совершенствовать умение различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.

Занятие 2

Закреплять умение воспроизводить заданное количество предметов и звуков по образцу (без счета и называния числа).

Упражнять в умении сравнивать два предмета по величине, обозначать результат сравнения словами большой, маленький.

Упражнять в умении различать пространственные направления от себя и обозначать их словами: впереди – сзади, слева – справа .

Занятие 3

Учить различать одно и много движений и обозначать их количество словами один, много.

Упражнять в умении различать пространственные направления относительно себя и обозначать их словами впереди – сзади, вверху – внизу, слева – справа.

Совершенствовать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять один предмет из группы.

Занятие 4

Упражнять в умении воспроизводить заданное количество движений и называть их словами много и один.

Закреплять умение различать и называть части суток: утро, вечер.

Занятие 1

Закреплять умение сравнивать две равные и неравные группы предметов способами наложения и приложения, пользоваться выражениями столько – сколько, больше – меньше.

Упражнять в сравнении двух предметов по величине, обозначать результаты сравнения словами большой, маленький.

Учить определять пространственное расположение предметов, используя предлоги на, под, в и т. д.

Занятие 2

Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, шар, куб.

Занятия 3–4

Свободное планирование работы с учетом усвоения программного материала и особенностей конкретной возрастной группы.

Планы занятий

Сентябрь

Занятие 1

Программное содержание

Закреплять умение различать и называть шар (шарик) и куб (кубик) независимо от цвета и размера фигур.

Демонстрационный материал. Большие и маленькие красные шары, большие и маленькие зеленые кубы; 2 коробочки красного и зеленого цветов; игрушки: мишка, грузовик.

Раздаточный материал. Маленькие красные шары, маленькие зеленые кубы.

Методические указания

I часть. Воспитатель ввозит в группу грузовик, в кузове которого находятся медведь, шары и кубики, и спрашивает: «Кто к нам приехал? (Дети рассматривают мишку.) Что привез мишка в грузовике?»

Воспитатель предлагает детям найти шар (дает понятие шар ): «Что вы нашли? Какого цвета шар?»

Воспитатель просит показать, что можно делать с шаром. (Катать.)

Аналогичные задания дети выполняют с кубом. (Действия с кубом обозначаются словом ставить .)

II часть. Игровое упражнение «Спрячь куб (шар)».

Воспитатель предлагает кому-нибудь из детей взять в одну руку шар, а в другую – куб и спрятать одну из фигур за спину. Остальные дети должны отгадать, что спрятал ребенок и что осталось у него в руке.

III часть. Воспитатель просит детей помочь мишке разложить в коробки шары и кубы: шары нужно класть в красную коробку, а кубы – в зеленую.

В процессе выполнения задания воспитатель уточняет у детей: «Что ты положил в коробку? Сколько шаров (кубов)? Они одинакового цвета? Чем еще отличаются шары и кубы?» (Большие и маленькие.)

Мишка благодарит детей за помощь и прощается с ними.

Занятие 2

Программное содержание

Закреплять умение различать контрастные по величине предметы, используя при этом слова большой, маленький .

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Большая и маленькая куклы, 2 кроватки разного размера; 3–4 больших кубика.

Раздаточный материал. Маленькие кубики (по 3–4 шт. для каждого ребенка).

Методические указания

I часть. В гости к детям приходят две куклы. Ребята вместе с воспитателем рассматривают их, выясняют, что одна кукла большая, а другая маленькая, дают им имена.

Затем воспитатель обращает внимание детей на кроватки: «Кроватки одинаковые по размеру? Покажите большую кроватку. А теперь маленькую. Где кровать для большой куклы, а где для маленькой? Уложите кукол спать. Давайте споем им колыбельную „Спят усталые игрушки“».

II часть. Игровое упражнение «Построим башенки».

Воспитатель расставляет на столе большие и маленькие кубики, предлагает детям сравнить их по размеру, а затем построить башенки. Воспитатель на ковре строит башню из больших кубиков, а дети сооружают башенки из маленьких кубиков. По окончании работы все вместе рассматривают постройки, показывают большую (маленькую) башню.

Занятие 1

Программное содержание

Закреплять умение различать количество предметов, используя слова один, много, мало.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал . Кукла.

Раздаточный материал. Матрешки (на две больше, чем детей).

Методические указания

Воспитатель . К кукле Кате в гости пришли матрешки, и мы все вместе будем водить вокруг нее хоровод. Посмотрите, сколько матрешек пришло в гости? (Много.) Возьмите по одной матрешке и поставьте их в хоровод вокруг куклы Кати.

Дети расставляют матрешек.

Воспитатель . Сколько кукол? Сколько матрешек в хороводе? Все матрешки встали в хоровод? Сколько матрешек не водят хоровод? (Мало.)

В заключение дети под музыку водят хоровод вокруг куклы и матрешек.

Занятие 2

Программное содержание

Познакомить с составлением группы предметов из отдельных предметов и выделения из нее одного предмета; учить понимать слова много, один, ни одного .

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Петрушка, корзина.

Раздаточный материал. Мячи одинакового цвета и размера (по одному для каждого ребенка).

Методические указания

I часть. Петрушка приносит детям корзину с мячами.

Воспитатель . Что принес Петрушка? Какого цвета мячи? Сколько мячей принес Петрушка?

Петрушка высыпает мячи на пол. По его просьбе дети берут по одному мячу.

Воспитатель (по очереди обращается к детям). Сколько мячей ты взял? Сколько мячей в корзине? (Вводится понятие ни одного .) Что надо сделать, чтобы у Петрушки в корзине стало много мячей?

Дети складывают мячи в корзину.

Воспитатель . Сколько мячей ты положил? Сколько мячей стало в корзине? Сколько мячей у тебя в руках?

II часть. Подвижная игра «Мой веселый, звонкий мяч».

Воспитатель читает стихотворение С.Я. Маршака:


Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда пустился вскачь,
Желтый, красный, голубой,
Не угнаться за тобой.

Я тебя ладонью хлопал,
Ты скакал и звонко топал,
Ты пятнадцать раз подряд
Прыгал в угол и назад.

А потом ты покатился
И уже не возвратился,
Закатился в огород,
Докатился до ворот.

Вот подкатился под ворота,
Добежал до поворота,
Там попал под колесо,
Лопнул, хлопнул, вот и все.

Дети прыгают в такт стихотворению. По окончании стихотворения они разбегаются.

Игра повторяется несколько раз.

Занятие 3

Программное содержание

Продолжать формировать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять из нее один предмет, учить отвечать на вопрос «сколько?» и определять совокупности словами один, много, ни одного.

Познакомить с кругом; учить обследовать его форму осязательно-двигательным путем.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Кукла, корзина, круг, картонный поезд без колес, поднос, салфетка, таз с водой.

Раздаточный материал . Круги одинакового размера и цвета, уточки.

Методические указания

Игровая ситуация «Подарки от куклы Маши».

I часть. Из корзины куклы Маши воспитатель достает круг и сообщает детям: «Это круг (обводит его рукой)». Затем уточняет название предмета: «Что это?» Нескольким детям он предлагает рукой обвести круг.

II часть. Воспитатель предлагает детям взять из корзины Маши по одному кругу и спрашивает: «Какой формы фигуры? Какого они цвета?» Дети по просьбе воспитателя обводят рукой контур круга и выясняют, что круг можно катать.

Воспитатель показывает детям поезд: «Можно ли ехать на этом поезде? (Нет.) Почему? (Нет колес.)» Воспитатель просит детей подготовить поезд к поездке. Ребята присоединяют к поезду колеса (круги) и под музыку «едут» в парк кормить уточек.

III часть. Воспитатель снимает с подноса салфетку и спрашивает: «Кто это? (Уточки.) Сколько уточек?» (Много.)

Дети берут по одной игрушке, а воспитатель выясняет: «Сколько каждый из вас взял уточек? Сколько уточек осталось на подносе?»

Воспитатель предлагает детям поиграть с уточками. Под музыку «уточки» бегают, клюют зернышки.

Воспитатель ставит на стол таз с водой и просит детей сделать так, чтобы в тазике стало много уточек. Дети пускают своих уточек в тазик. Воспитатель выясняет: «Сколько каждый из вас пустил уточек? (Одну.) Сколько уточек в тазике? (Много.) Сколько уточек осталось у вас в руках? (Ни одной.)»

Кукла Маша прощается с ребятами. Дети «едут» домой.

Занятие 4

Программное содержание

Совершенствовать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять один предмет из группы, обозначать совокупности словами один, много, ни одного.

Продолжать учить различать и называть круг, обследовать его осязательно-двигательным путем и сравнивать круги по величине: большой, маленький.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Машина, мешочек, большой и маленький круги одинакового цвета.

Раздаточный материал . Овощи (по количеству детей), глина (пластилин), дощечки для лепки, салфетки.

Методические указания

I часть. Игровая ситуация «Собираем урожай овощей».

На полу имитация огорода. Воспитатель предлагает детям посмотреть, что растет на огороде. Ребята перечисляют овощи. Воспитатель обобщает их ответы («это овощи»), затем выясняет: «Сколько овощей выросло на огороде?»

Воспитатель предлагает собрать овощи в машину (ввозит машину). Дети берут по одному овощу, а воспитатель уточняет: «Какой овощ ты взял? Сколько овощей ты взял?»

Дети по очереди кладут овощи в машину и комментируют: «Я положил одну морковку (свеклу, картошку…)» Действия детей воспитатель сопровождает словами: «Овощей в машине становится больше». Когда ребята наполнят машину, воспитатель выясняет: «Сколько овощей в машине?»

II часть. Игра «Чудесный мешочек».

В машине с овощами дети находят чудесный мешочек. Они достают из него круг, сообщают название фигуры и какого она цвета.

Воспитатель прикрепляет круг на фланелеграф и предлагает кому-нибудь из детей обвести фигуру рукой.

Аналогичные действия выполняются с другим кругом.

Затем дети выясняют, чем похожи фигуры и чем они отличаются.

III часть. Игровое упражнение «Испечем оладушки».

Дети лепят из глины (пластилина) большие и маленькие оладушки. Затем воспитатель предлагает положить большие оладушки на большой круг, маленькие – на маленький.

«В гости к зайцу» ЗАДАЧИ: Закрепить понятия: один, много, больше, меньше, поровну. Длинный, короткий. Цвет (красный, синий, зелёный, желтый) Геометрические фигуры круг, треугольник, квадрат. Формировать внимание, мышление, воображение, память. Развивать слуховое восприятие. Развивать связанную речь. Воспитывать доброжелательность, чувство взаимопомощи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Муниципальное автономное учреждение Центр развития ребенка – детский сад «Солнышко» п.Чернянка Белгородской области»

Непосредственная образовательная деятельность

(познание ФЭМП)

во 2-ой младшей группе

Воспитатель:

Казак И.Н.

«В гости к зайцу»

ЗАДАЧИ:

Закрепить понятия: один, много, больше, меньше, поровну.

Длинный, короткий.

Цвет (красный, синий, зелёный, желтый)

Геометрические фигуры круг, треугольник, квадрат.

Формировать внимание, мышление, воображение, память.

Развивать слуховое восприятие.

Развивать связанную речь.

Воспитывать доброжелательность, чувство взаимопомощи.

АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРЯ:

Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник)

Цвет, длинный, короткий

МАТЕРИАЛ:

Конверт с письмом привязан на воздушный шарик.

Стульчики с разноцветными геометрическими фигурами и соответствующие им карточки, руль

Художественное слово (загадки, физкультминутка, пальчиковая гимнастика)

Корзинка с морковкой, конфеты

Цветы разного цвета, бревнышки разной длины, макет речки, заяц.

ХОД ОД

Воспитатель:

Ребята, давайте возьмёмся за руки и сделаем круг.

«Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнёмся».

Поднимем руки вверх и поздороваемся с солнышком,

почувствуем его тепло и подарим это тепло друг другу.

(опустить руки подуть на ладони)

(незаметно детям, в зал залетает воздушный шарик, на нём привязан конверт с письмом)

Ребята, посмотрите, что это? А, какого цвета шарик? Интересно, от кого письмо, что в нём написано? Давайте прочту.

«Здравствуйте, ребята! Я живу в лесу, мне очень хочется с вами подружиться. Приглашаю вас к себе в гости, чтобы поиграть и порезвиться с вами на полянке»

Вы хотите, в гости к зайчику? В гости ходят с угощением. Что любит зайчик? Конечно морковку. Вот мы корзинку с морковкой и возьмем на угощение.

А зайчик живет в домике, в дальнем лесу, за речкой. Чтобы нам туда добраться нужно проехать на автобусе. Кто – то из нас будет водителем.

(считалкой выбираем водителя, детям раздаются билеты, согласно которым они должны занять место в автобусе, сравнив геометрическую фигуру, на билетике и стульчике) (Имитация проезда на автобусе)

А вот и речка, за которой стоит домик зайчика. Как же нам пройти через речку, она широкая, не перепрыгнешь, можно и в воду упасть. Как же быть? Правильно, построить мостик? А вот и бревнышки. Какие бревнышки . (есть длинные, есть короткие)

Как правильно их уложить, чтобы получился мостик? (длинные – через речку, короткие – поперек, многократно повторять и закреплять)

Вот мостик и готов. Пойдемте, ребята через речку, по мостику. А, вот и домик красивый, и хозяин нас дожидается.

Здравствуй, зайчик. Дети поздоровайтесь с зайчиком. Какой красивый зайчишка. Длинные ушки, короткий хвостик, потрогайте ребята, какой он пушистый, мягкий, какие добрые глазки. Спасибо тебе, зайчик, что пригласил нас в гости, мы очень рады с тобой подружиться. Наши ребята выучили про тебя стихотворение, послушай его. (дети читают стихотворение про зайца)

Скачет между травками
Быстроногий зайчик.
Смял своими лапками
Белый одуванчик.


Полетели высоко
Белые пушинки.
Скачет зайчик далеко
По лесной тропинке.

Мы принесли тебе, зайчик целую корзину морковки. Возьмите дети по одной морковки. Сколько было морковок в корзинке? А у каждого из вас сейчас в руках? Положите свою морковку зайчику в тарелочку? Сколько у зайчика морковок теперь? Правильно, много. Угощайся, зайка вкусной морковкой.

А затейник, зайчишка, приготовил для нас интересную игру «Собери цветы»

(Дети обирают цветок из лепестков внутри обруча по цвету), (Зайчик контролирует выполнение правил игры и оценивает её результат)

Зайчик, твоя полянка стала еще красивее, с яркими, красивыми, весенними цветами. –Нам, пора возвращаться в детский сад. А, тебе на такой полянке скучно не будет. До свидание, зайчик.

Слушаю, слушаю, тебя зайчик, спасибо тебе за угощение.

(Обыграть угощение от зайчика, наша корзинка не пустая)

(Дети прощаются с зайчиком, возвращаются по мостику и садятся согласно билетам в автобус) (во время движения автобуса, гимнастика для рук)

«Два хлопка над головой,
Два хлопка перед собой,
Две руки за спину спрячем,
И на двух ногах поскачем»

Вот мы и приехали снова в детском саду.

Итог НОД

Ребята, вам понравилось в гостях у зайчика? А что вам запомнилось? А что понравилось? А помните, как мы строили мостик, какие бревнышки нам пригодились? А какие красивые цветы мы для зайчика сделали, какого цвета они были? И зайчику наши цветы понравились, и полянка стала ещё красивее. (похвалить старательных детей)

Дети угощаются конфетами от зайца.


Людмила Михайловна Прокофьева
Конспект НОД в области познания (ФЭМП). «Маленькие путешественники», во второй младшей группе.

Программное подержание :

Закреплять умение сравнивать две равные и неравные группы предметов , способом наложения и приложения. Пользоваться выражениями «столько - сколько» , «больше» , «меньше» .

Упражнять в сравнивании двух предметов по величине.

Совершенствовать умение определять пространственное расположение предметов используя слова «на» , «под» , «в» , «за» .

Формировать умение в нахождении геометрических фигур в окружающем мире предметов.

Развивать логическое мышление, память, речь.

Воспитывать интерес к занятию, любознательность

Предшествующая работа : дидактические игры

«На что похоже» ,

«Моя комната» ,

«Большие и маленькие » .

Индивидуальная работа : находить с Наташей схожесть между предметами и геометрическими фигурами.

Словарная работа : Автомобиль, умение правильно использовать в речи предлоги. (за, в, на, под, у)

Ход занятия:

Ребята, я хочу вас позвать в гости к бабушке. Вы согласны со мной отправиться в путешествие ?

Согласны.

А как вы думаете, на каком транспорте мы можем поехать в деревню?

На машине.

Ребята но в машине мест мало, на чем можно еще поехать, чтобы мы все поместились.

Нужно ехать на автобусе.

Молодец Марат, в автобусе нам всем хватит места. Максим скажи, как нужно вести себя в транспорте?

Тихо и нельзя ходить по автобусу.

Правильно Максим, а ещё проходим, друг за другом не толкаемся.

Ребята, пройдём и сядем в наш автобус. (Стулья поставлены в два ряда)

Ребята проходим аккуратно, не толкаемся. Мальчики пропускают девочек вперёд. Сели красиво, Дима будет водителем. У него есть руль. Он водитель автобуса. Дима заводи автобус, поехали. Посмотрите, что мы можем увидеть интересного по дороге? (Выставляю на доске демонстрационный материал)

Дидактическая игра «Наоборот»

Посмотрите в окно, я вижу берёза высокая, а какая ёлка? Настя.

-Ёлка низкая.

Речка широкая, какой ручей Саша?

Дорога длинная, а какая тропинка Нурия?

Короткая тропинка.

Автобус большой, а машина какая Марат?

Машина маленькая .

Вот мы и приехали. Нас встречает бабушка (бабушка - кукла бибабо) .

Бабушка - Здравствуйте ребятки, мои внучатки, помощники мои. Старенькая я стала, плохо вижу, да и силы у меня нет, вы согласны мне помочь?

Согласны.

Бабушка - Вот у меня «волшебный мешочек» пройдите и возьмите карточки для задания. (Каждый ребёнок берёт по очереди карточку с предметным рисунком, у воспитателя таблички с геометрическими фигурами)

(круг, квадрат, треугольник, прямоугольник)

У кого ребята, предметы похожие на треугольники? (крыша, косынка, дорожный знак)

Саша,что у тебя нарисовано?

На какую фигуру похожа крыша?

Крыша похожа на треугольник.

У кого ещё рисунок похож на треугольник?

Косынка.

Правильно Маша. Ау тебя Айнур, что?

Дорожный знак.

На какую фигуру похож твой руль Ярослав?

А ещё у кого предметы похожие на круг? Что у тебя Катя?

У кого предметы похожие на квадрат?

У меня книжка квадратная.

Молодец Витя. У тебя Марат что?

Марат, на какую фигуру он похож?

На прямоугольник.

У кого ещё предметы, похожие на прямоугольники

У меня альбом.

Молодец Аня, правильно. А на какую фигуру похожа дверь Ильнур?

На прямоугольник.

Бабушка-Вот спасибо ребятки, помогли бабушке, а у меня есть огород, там две грядки. Аня что растет в моём огороде? (На доске нарисованы две грядки)

Морковка и репка.

Правильно. Сколько на верхней грядке моркови растёт, скажи Дима?

Три морковки.

Сколько Наташа репы на нижней грядке?

Две репки.

Ребята, что можно сказать о моркови и репе? Скажи Аня.

Моркови больше, чем репы.

Правильно. А как еще можно сказать Витя?

Репы меньше, чем моркови.

Правильно. Моркови больше чем репы, а репы меньше чем моркови.

А что нужно сделать, чтобы их было одинаково - поровну? Иди Саша покажи.

Нужно одну морковку сорвать. (показывает на доске- убирает морковку)

Если сорвём морковку Дима, сколько морковок останется?

Две морковки и две репы.

Их поровну.

Молодцы. А как ещё можно сделать, чтобы было поровну, одинаково?

Нужно добавить ещё репу.

Иди Марат, покажи и расскажи.

Репу нужно добавить и будет одинаково. (Добавляет одну репу)

Молодцы ребята. С заданием справились.

Бабушка - Спасибо ребятушки.

Физкультминутка.

Отдых нам физкультминутка, Занимай свои места. Проговаривают хором.

Раз - присели, два - привстали. Ванькой – встанькой словно стали. Приседают и встают

А потом пустились вскачь, Будто мой упругий мяч. Подпрыгивают на месте.

Бабушка - Ребятки, убежал у меня котёнок Пушок, помогите его найти.

(Демонстрационный материал, где нарисована комната, котёнок на липе.)

Дидактическая игра «Найди котенка»

Кира, где спрятался Пушок?

Котёнок сидит за стулом.

Правильно. Прыг и спрятался Пушок. Где Котёнок, Саша?

Пушок в раковине.

Молодец Саша. Ой, посмотрите, из раковины уже убежал и спрятался. Где он, Дима?

Котёнок сидит на шкафу.

И правда сидит на шкафу. Ой, посмотрите, какой он шустрый спрыгнул со шкафа и спрятался где то. Катя, где же Пушок?

Пушок сидит под стулом.

Молодец Катя. Опять убежал котёнок из - под стула и спрятался. Где Котёнок? Наташа.

Котёнок сидит у окна.

Ребята вы молодцы, помогли бабушке, а нам пора возвращаться в группу . Чем мы сегодня занимались на занятии?

Помогали бабушке.

А как мы помогали бабушке?

Котёнка искали, а он прятался.

Морковку и репку считали.

Ездили на автобусе.

Играли с фигурами.

Да с геометрическими фигурами играли. Вы все молодцы. Занятие наше заканчивается. Всем спасибо.

Литература :

Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования от рождения до школы. под ред. Н. Е Вераксы, Т. С Комарова, М. А Васильева.

«Игралачка» Л. Г Петорсон, Е. Е Кочемасова

В. П Новикова Математика в детском саду. 2 младшая группа . -М.:Мозаика-Синтез. 2003,-184стр

Занимательная математика : сост Е. Г Бурлана, И. Н Прокопенко : Донецк : ПКФ «БАО, 1997-352стр. "

Цель: закрепление знаний по формированию элементарных математических представлений (по разделам величина, форма) посредствам НОД.

Программное содержание:

Образовательные задачи: закреплять представления детей о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник);закреплять понятия «длинный - короткий», систематизировать умение узнавать и называть основные цвета (красный, жёлтый, зеленый).

Развивающие задачи: развивать у детей желание помогать сказочным героям,развивать мышление, внимание, речь.

Воспитательная задача: воспитывать эмоциональную отзывчивость.

Материал и оборудования: доска магнитная, игрушки - колобок, заяц, волк, медведь, лиса; полоски двух цветов на каждого ребенка, геометрические фигуры (наглядные, раздаточные), геометрическая пирамидка (наглядная картинка).

Ход занятия:

Организационный момент.

Дети заходят на коврик и стоят около воспитателя.

Посмотрите, к нам сегодня пришли гости. А гости – это радость. Давайте с ними поздороваемся. Молодцы!

Воспитатель: Здравствуйте, ребята!

«Встаньте дети, встаньте в круг,

(покажите своих друзей)

Ты мой друг и я твой друг,

Крепко за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся».

(давайте подарим улыбку друг другу)

Скажите, а вы любите сказки? (Да). Вижу заблестели глазки.

Посмотрите, ребята нам почтальон Печкин принес посылку из сказочной страны. Что же там интересно? В посылке герой сказки. Чтобы узнать кто, нужно отгадать загадку.

Не лежал он на окошке,

Покатился по дорожке.

Дети: Колобок! (Здоровается) (индивидуальные ответы)

Воспитатель: А вы хорошо эту сказку знаете? Кого повстречал колобок? (зайца, волка, медведя, лису).

Колобок: Ребята, я очень люблю заниматься и дружу с математикой. А еще хочу многому научиться. А давайте отправимся с вами в путешествие по сказке.

Воспитатель:

Жил веселый колобок

Колобок румяный бок

Он от бабушки ушел,

Он от дедушки ушел

По дорожке покатился

В густом лесу он очутился

Ой, посмотрите, ребята, кто это у нас там спрятался.

Воспитатель: Зайка, почему ты такой грустный?

Заяц: Здравствуй, колобок и вы ребята.

Я зайка маленький,

Я зайка серенький

От лисички убегал

Домой дорогу потерял.

Я запутался, по какой дорожке мне быстрей добраться до домика по длинной или по короткой?

Воспитатель: Давайте мы сядем на свои места и поможем зайчику найти дорогу к дому.

Воспитатель: У вас на столах, у каждого лежат 2 полоски, «дорожки».

Найдите и покажите полоску зеленого цвета?

Найдите и покажите полоску желтого цвета?

Положите полоски на столе, так же, как у меня на доске. Посмотрите на них внимательно.

Найдите и покажите короткую полоску? (оценка «А как ты думаешь?)

Найдите и покажите длинную полоску? (оценка «А как ты считаешь?)

Скажите, какую дорожку нужно выбрать зайчику, чтобы быстрей добраться до домика. Посмотрите, по длинной дорожке зайка скачет: прыг-прыг-прыг; а по короткой: прыг-прыг. Так по какой дорожке зайка быстрее добежит до домика? Каким она цветом?

Заяц: Спасибо вам большое. До свидания! (прощается)

А на встречу ему волк.

Колобок: Здравствуй волчок, серый бочок. Что это ты такой невеселый?

Волк: Здравствуй, колобок и вы ребята. Я волк, зубами щелк! Никто со мной не играет. Все меня боятся. А я добрый, и очень люблю играть.

Воспитатель: Давайте развеселим волка.

Физминутка:

Скачут, скачут во лесочке

Зайцы – серые клубочки

(Руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки).

Прыг – скок, прыг – скок –

Встал зайчонок на пенек

(Прыжки вперед – назад)

Всех построил по порядку, стал показывать зарядку.

Раз! Шагают все на месте.

Два! Руками машут вместе.

Три! Присели, дружно встали.

Все за ушком почесали.

А теперь бежим вприпрыжку.

Молодцы, мои зайчишки!

Волк: Какие вы молодцы. Порадовали меня. Спасибо. До свиданья!

Воспитатель: Здравствуй Миша! Что такой не веселый? Ребята, как вы думаете, почему мишка такой грустный? (А как ты считаешь…?)

Медведь: Здравствуйте, ребята! Мне дали домашнее задание в лесной школе построить пирамидки из геометрических фигур, а я все фигуры рассыпал. Ребята, помогите мне, пожалуйста.

Воспитатель: Ребята, поможем мишке.

Что это (квадрат)? Какого он цвета (зеленого)? Правильно, это квадрат зеленого цвета. Он находится снизу.

Что это (круг)? Какого он цвета? (желтого)? Правильно, это круг желтого цвета. Он находится посередине.

Что это (треугольник)? Какого он цвета? (красного)? Правильно, это треугольник красного цвета. Он находится сверху (индивидуальные и хоровые ответы).

А теперь выложите на столе такую же пирамидку как у меня на доске (оценка).

Медведь: Спасибо, ребята, что помогли справиться с этим заданием. Какие красивые пирамидки у вас получились. До свиданья! (прощается)

Воспитатель: Тише, тише не шумите, кто-то к нам идет сюда. Ну, конечно же, лиса.

Лиса: (включить лисичку)

Лиса: Здравствуйте, ребята! (здоровается). Вы путешествовали по сказке? (Да). А каких сказочных героев вы встретили? Что вы помогли сделать зайке? А что делали с волком? А мишке чем помогли?

Какие вы все молодцы. Как много знаете и умеете. Колобочек, мой дружочек, давай наградим ребят за их старания (дарит книгу).

Воспитатель: Посмотрите, ребята, какую книгу нам подарили (благодарят).

Лисичка: Ой, пора мне убегать. До свидания ребята.

Воспитатель: А наше путешествие окончено. Вы все сегодня молодцы! (индивидуальная похвала). А теперь давайте попрощаемся с колобком.

Ритуал окончания занятия.

Крепко за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся,

И друг другу на прощанье

Мы подарим поцелуй!