«Что мы знаем о бумаге?» Конспект НОД по развитию познания у детей подготовительной группы. Интересные факты о бумаге Мы знаем о бумаге

ГОУ Педагогический колледж №5

Специальность: 050704

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ

Дня открытых дверей

Для родителей и сотрудников в

Средней группе ГОУ д/сада №880

Тема: «Что мы знаем о бумаге»

Составитель: Коняева Ю. В.

Консультант: Васина Л. В.

Методист: Васина Л. В.

Заведующая: Коняшкина Л. В.

Старший воспитатель: Морозова Е. А.

Москва 2009 – 2010 уч. Год.

Цель проведения.

Педагогическое просвещение родителей на тему «Что мы знаем о бумаге».

Развитие желания участвовать в обсуждении данной темы.

Познакомить родителей со всевозможными способами складывания бумаги.
Подготовка.


  1. Воспитателя:

● написание плана проведения творческого дня;

● подбор литературы по данной теме;

● подготовка к проведению творческого дня;


  1. Родители:

● объявление о дне открытых дверей.


  1. Дети:

● сказать детям, что в гости к нам придут родители и будут делать с нами аппликацию.

Дорогие родители, предлагаем вам посетить наш день открытых дверей, который будет очень интересным и познавательным, в чем вы сможете убедиться, посмотрев программу на вторую половину дня.
15.00 – 15.15 Гимнастика пробуждения.

15.15 – 15.30 Полдник.

15.55 – 16.20 Педагогическое просвещение родителей «Что мы знаем о

бумаге» (Выступление воспитателя Коняевой Ю. В.)

16.25 – 16.55 Работа по аппликации. Гирлянда для украшения веранды.

Прогулка.

17.10 – 17.30 Украшение веранды гирляндой.

17.35 – 17.50 Рисование мелками на асфальте.

17.55 – 18.10 Обсуждение проблемы «Что мы знаем о бумаге и что можно из

нее сделать».

Уважаемые родители!

Приглашаем вас на

День Открытых

Который состоится

«Что мы знаем о бумаге»

Педагогическое Просвещение

Родителей

«Что мы знаем

о бумаге»


Режим

Вид деятельности

Содержание работы

Анализ работы

Оценка студента

2 – ая половина

Гимнастика пробуждения

Бытовая деятельность:

Работа по КГН

Трудовая деятельность:

Аппликация: «Гирлянда для украшения виранды»

Прогулка.

Рисование на асфальте


Задачи: Разбудить организм, подготовить к дальнейшей деятельности; развивать двигательное внимание, развивать основные движения.

М. П.: каждое движение в гимнастике проговаривать вслух.

Личная гигиена

Задачи: продолжать закреплять навыки мытья рук, умывания; воспитывать потребность в чистоте.

М. П.: напоминание, что руки надо мыть перед каждой едой. Что нельзя есть грязными руками.

Подготовка к дежурству

Задачи: закреплять умение с помощью воспитателя накрывать на столы; воспитывать аккуратность, бережное отношение к посуде, развивать взаимопомощь.

М. П.: одобрение, похвала, контроль за деятельностью (показ иллюстраций).

Индивидуально (2 – 3 чел.)

Полдник. Закрепить умение правильно пользоваться столовыми приборами. Есть второе блюдо вилкой. Вытирать рот салфеткой после еды.

М.П.: напоминание (показ иллюстраций с изображение столовыми приборами).

Задачи: учить детей правильно склеивать концы и правильно пользоваться клеем.

М. П.: показ действие рукой ребенка.

Подготовка к прогулке: совершенствовать умение быстро одеваться.

М. П.: показ как надо быстро одеваться.

Прогулка: украшение веранды гирляндами из бумаги.

Задачи: показать, детям как вешать гирлянды из бумаги, чтобы они не порвались.

Задачи: развивать умение рисовать мелками, развивать воображение, воспитывать умение работать сообща, доводить задуманное до конца, привлекать родителей.

М. П.: на асфальте дети рисуют вместе с родителями.

Оборудование: мелки, салфетки для вытирания рук.

Что мы знаем о бумаге.
Мы используем бумагу каждый день, но что мы знаем о ней, что же такое бумага? Слово «бумага» произошло от итальянского, и в переводе означает хлопок. Этот материал содержит в себе множество различных компонентов, а в его основе лежат растительные волокна, которые связаны друг с другом различным плетением. Именно с их помощью образуется бумажный лист.

Бумага (от итал. bambagia - хлопок) - многокомпонентный материал, состоящий в основном из специально обработанных мелких растительных волокон, тесно переплетенных между собой, связанных силами сцепления различного вида и образующих тонкий лист.
Бумага – это пористо – капиллярный плоскостной искусственно созданный материал, доступный для проникновения воздуха, влаги и красок. При размачивании в воде обычные сорта бумаги теряют свою механическую прочность, при пропитке керосином или маслами прочность бумаги не меняется. Это убеждает в том, что целлюлозные волокна в бумаге соединены между собой главным образом водородными связями.

Мы каждый день сталкиваемся с бумагой, пользуемся ею - читая газеты, книги, рассматривая календари, не задумываясь о том, что в основе всего лежит бумажный лист. Для всех нас большое значение имеет вид, тип бумаги из которого создана книга, и порой это не менее важно, чем само содержание произведения, которое мы читаем.

Бумага очень древнее изобретение. Отцом бумаги считают китайца Пай Луня, который придумал бумагу в 105 году новой эры. Ее применяли для книг. Делали её тогда так: клочки шелковой ваты, тряпье, старые рыболовные сети измельчали и бросали в чан с водой, взбалтывали, пока не получалась однородная, водянистая кашеобразная масса, которую черпали бамбуковой сеткой. Осадок, оставшийся лежать ровным слоем на сетке, просушивали. Этот принцип работает, и сегодня, изменились только средства производства, масштабы, скорости и сырье.

Из Китая бумага проникла в Японию, а затем через Персию в Северную Африку, на Кипр, в 1154 в Испанию и затем в ряд других стран. Она постепенно стала вытеснять применявшийся до этого для письма папирус и другие материалы.

В России бумага появилась в 14 веке. До этого времени писали на пергаменте.
Бумага - это тонкие и ровные листы или ленты материала, состоящего в основном из целлюлозных волокон (древесная целлюлоза, древесная масса, волокна хлопка, льна, макулатурная масса и некоторые другие вспомогательные добавки). Длина растительных волокон, из которых образована бумага, 1- 2 мм при диаметре около 25 мкм. Масса одного квадратного метра бумаги достигает 250 грамм.
Трудно представить себе нашу жизнь без радио или телевидения, так же трудно представить газету, журнал или книгу без бумаги. Недаром старые печатники говорили, что если душа книги - ее содержание, то тело книги - бумага, на которой она напечатана. "Бумага - изобретение не менее чудесное, чем книгопечатание, для которого она служит основой. Развитие бумажного производства шло медленно, и история его покрыта мраком". Так говорил известный французский писатель Оноре де Бальзак.
История возникновения бумаги и развития бумажной промышленности не так проста, как кажется на первый взгляд. Бумажная промышленность развивалась в течение нескольких веков, но на сегодняшний день производство бумаги не составляет труда, бумажная промышленность работает превосходно.

Можно сказать, что одни из первых бумажных мельниц возникли и использовались в России, быть может это связано с началом века печатания книг. Впервые в России книга была напечатана в 16 веке. Постепенно бумажная промышленность развивалась все сильнее и сильнее, появлялись бумагоделательные машины, работающие круглосуточно и без перебоев. Но бумагоделательная машина 19го века состояла из тех же частей, что и в 16 веке, конечно, не без некоторых изменений – использование деревянного сырья было гораздо удобнее, нежели тряпичное.

Первые бумажные мельницы появились в Москве, по-видимому, одновременно с началом книгопечатания, в 50-60 годах 16 века. Но впервые производство бумаги, годной для печати, было организовано в 1716 г. Петром I. До начала 19 века бумагу в России производили ручным способом. В 1818 на Петергофской бумажной фабрике была установлена одна из первых в России бумагоделательных машин, изготовленных на русских заводах. В 60-х гг. 19 века бумагоделательная машина уже состояла в основном из тех же частей, которые имеются в современных машинах. Вместо тряпичного сырья стали использовать древесное. Старые роллы постепенно вытеснялись размалывающими аппаратами непрерывного действия.

С 1950-х гг. в производстве бумаги находят применение полимерные пленки и синтетические волокна, на основе которых выпускают синтетическую бумагу. Такая бумага отличается высокой механической прочностью в сухом и влажном состоянии, хорошей стабильностью линейных размеров при увлажнении, долговечностью, высокой эластичностью. Для отделки бумаги применяются суперкаландры обеспечивающие более ровную гладкую поверхность и глянец. Такая бумага называется каландрированной (глазированной) и высококаландрированной (дважды пропускается через суперкаландр). Для придания бумаге глянца бумажное полотно пропускают через лощильный каландр, валы которого совершают возвратно-вращательное движение, не оказывая большого давления на бумагу.

Однако в современную бумагу входят не только синтетические вещества. В ее основе также сохраняются и натуральные вещества. Среди них можно выделить компоненты некоторых лиственных или же хвойных пород деревьев, также стебли, семенные коробочки и листья многих растений.

Уважаемые родители скажите мне, пожалуйста, а какой вид бумаги вы знаете?

Виды бумаг:

Писчая - белая или цветная, чистоцеллюлозная (с добавлением целлюлозы из хлопкового линта) или содержащая небольшую часть древесной массы, клееная, машинной гладкости или каландрированная. Предназначена для изготовления бланков, унифицированных систем документации, бумажно-беловых изделий, бумаг потребительских форматов, школьных тетрадей и т.п.

Мелованная - с пигментированно-клеевым покровным слоем (мелованным), нанесенным на волокнистую чистоцеллюлозную или содержащую древесную массу бумагу - основу для получения микропористой и микрошероховатой поверхности. Различают одно- и двукратного мелования с одно- и двусторонним покрытием мелованным слоем. Предназначена для печатания одно- и многокрасочной изобразительной продукции, различных иллюстрационно-текстовых изданий способами высокой, офсетной и глубокой печати.

Самоклеющаяся - имеет на оборотной стороне адгезионный слой, который закрыт легко снимаемой защитной бумагой. Бывает разных цветов, мелованная и немелованная, металлизированная и прозрачная. Различается также по виду используемого адгезионного слоя: легко снимаемая (removable) или для постоянной наклейки (permanent). Некоторые фирмы поставляют такую бумагу с предварительной просечкой, когда оборотный защитный слой - целый, а клеящийся лицевой слой разделен на отдельные фрагменты определенной формы. Использование такой бумаги в некоторых случаях позволяет избавиться от дорогой и сложной операции высечки.

Газетная - низкозольная, неклееная, машинной гладкости, в композиции преобладает древесная масса. Предназначена для печатания газет и приложений к ним, массовых брошюр способами высокой и офсетной печати.

Обложечная - светопрочная, чистоцеллюлозная или с содержанием до 40% древесной массы, клееная, малозольная бумага с небольшими усадкой и скручиваемостью при одностороннем увлажнении, каландрированная и машинной гладкости. Предназначена для изготовления обложек (140-200 г/м2) и склейки переплетных крышек.

Документная - на основе льнопеньковых и хлопковых волокон, малозольная, высококлееная, иногда с водяными знаками, долговечная, стойкая к механическим воздействиям. Предназначена для печатания денежных знаков, облигаций, банковских чеков и других документов.

Афишная и билетная - белая или цветная, малозольная, слабоклееная, машинной или односторонней гладкости. Предназначена для печати афиш, билетов, абонементных талонов, бланков способом высокой печати.

Ватманская (ватман) - белая чертежная высокосортная ручного отлива на основе механически обработанного тряпья (тряпичной полумассы) с поверхностной проклейкой. Отличается большим сопротивлением к истиранию и шероховатой поверхностью. Предназначена для чертежных работ, выполняемых карандашом, тушью и акварельными красками.

Этикеточная - малоклееная или клееная, одно- или двусторонней гладкости, односторонне мелованная, с ограниченной поверхностной впитываемостью, линейной деформацией при увлажнении и скручиваемостью при одностороннем смачивании водой. Предназначена для печатания этикеток способами высокой и офсетной печати.

Крафт-бумага - особый вид оберточной бумаги на основе очень крепкой, так называемой, крафт-целлюлозы. Отличается высокой механической прочностью. Предназначена для обертки, упаковки.

Офсетная - чисто целлюлозная или с содержанием до 75% древесной массы, белая, клееная, с хорошей стойкостью поверхности к выщипыванию, низкой деформацией при увлажнении, машинной гладкости или каландрированная. Предназначена для печатания иллюстрационно-текстовых изданий и изобразительной продукции офсетным способом.

Форзацная - клееная, среднезольная бумага чистоцеллюлозная, машинной гладкости или каландрированная, отличается повышенным сопротивлением излому, ограниченной скручиваемостью после одностороннего увлажнения. Предназначена для изготовления форзацев книг.

Картографическая - композиция на основе древесной целлюлозы и из хлопкового линта (отхода хлопкового производства), малозольная, клееная, машинной гладкости или каландрированная, прочная в сухом и влажном состоянии, повышенной белизны. Предназначена для печатания гидро-, топо-, географических и других карт и атласов офсетным способом.

Баритованная - белая или подцвеченная красителем толстая бумага с баритовым покровным слоем, нанесенным на чистоцеллюлозную, малозольную, высококлееную основу повышенной белизны для улучшения качества поверхности. Используется в качестве основы фотобумаги.

Веленевая - белая писчая высокосортная бумага. Используется для рисования миниатюр, пастельной живописи, графических работ, изданий улучшенного типа.

Что можно сделать из бумаги?

Бумага – один из самых простых, доступных, легко обрабатываемых материалов. С изделиями из бумаги мы знакомимся с самого раннего детства.
Существуют различные типы изделий из бумаги: изделия из полосок, изделия в технике , изделия на основе коробочек, конусов, цилиндров; изготовление различных макетов.
Из бумаги можно делать кульки, коробки, корзинки, ёлочные игрушки, костюмы и украшения. Чем богаче фантазия, тем большее количество поделок можно придумать.

Используемая литература.


  1. www.Vizavipress.ru

  2. www.Com puart.ru

  3. www. Topprint.by

  4. И. М. Петрова «Волшебные полосочки».

В народе говорят: "Бмага все стерпит", "Лучший носитель информации - бумага", "Без бумажки ты букашка, а с бумажкой - человек". Ну, может это слишком категорично, но все же доля правды есть в этих словах. Представьте на минуту, чтобы в нашей жизни не было бумаги.... Ни писчей, ни офисной, ни скрап, о туалетной я вообще не говорю! Кошмар! А знаете ли вы когда и как появился первый клочек бумаги?

Китайские летописи сообщают, что бумага была изобретена в 105 году н. э. Цай Лунем, придворным чиновником династии Хань. Однако в 1957 году в пещере Баоця северной провинции Китая Шаньси обнаружена гробница, где были найдены обрывки листов бумаги. Бумагу исследовали и установили, что она была изготовлена во II веке до нашей эры.

До Цай Луня бумагу в Китае делали из пеньки, а ещё раньше из шёлка, который изготавливали из бракованных коконов шелкопряда.

Цай Лунь растолок волокна шелковицы, древесную золу, тряпки и пеньку. Всё это он смешал с водой и получившуюся массу выложил на форму (деревянная рама и сито из бамбука). После сушки на солнце, он эту массу разгладил с помощью камней. В результате получились прочные листы бумаги.

После изобретения Цай Луня, процесс производства бумаги стал быстро совершенствоваться. Стали добавлять для повышения прочности крахмал, клей, естественные красители и т. д.

В начале VII века способ изготовления бумаги становится известным в Корее и Японии. А еще через 150 лет, через военнопленных попадает к арабам.

В VI—VIII веках производство бумаги осуществлялось в Средней Азии, Корее, Японии и других странах Азии. В XI—XII веках бумага появилась в Европе, где вскоре заменила животный пергамент. С XV—XVI веков, в связи с введением книгопечатания, производство бумаги быстро расло. Бумага изготовлялась весьма примитивно — ручным размолом массы деревянными молотками в ступе и вычерпкой её формами с сетчатым дном.


Большое значение для развития производства бумаги имело изобретение во второй половине XVII века размалывающего аппарата — ролла. В конце XVIII века роллы уже позволяли изготавливать большое количество бумажной массы, но ручной отлив (вычерпывание) бумаги задерживал рост производства. В 1799 Н. Л. Робер (Франция) изобрёл бумагоделательную машину, механизировав отлив бумаги путём применения бесконечно движущейся сетки. В Англии братья Г. и С. Фурдринье, купив патент Робера, продолжали работать над механизацией отлива и в 1806 запатентовали бумагоделательную машину. К середине XIX века бумагоделательная машина превратилась в сложный агрегат, работающий непрерывно и в значительной мере автоматически. В XX веке производство бумаги становится крупной высокомеханизированной отраслью промышленности с непрерывно-поточной технологической схемой, мощными теплоэлектрическими станциями и сложными химическими цехами по производству волокнистых полуфабрикатов. И теперь в каждом офисе, в каждом доме есть то, что мы редко замечаем и без чего наша жизнь стала бы намного сложнее - это бумага!
И, конечно же, большинство из нас не может обойтись без скрап бумаги.


А знаете ли вы, что для скрапбукинга выпускается специальная бумага. Самые распространенные ее форматы: 30х30, 20х20 и 15х15 см. Это цветная и узорная бумага, которая может быть также украшена глитером (блёстками), выборочным лаком или бархатными деталями (выборочное флокирование), машинной строчкой и фигурным краем. Такая бумага не содержит кислот и лигнина, что обеспечит длительное ее хранение без риска потерять цвет, фактуру и плотность. Также в скрапе часто используется

Велум (калька)

Картон дизайнрский

Марина Воронова
«Что мы знаем о бумаге?» Конспект НОД по развитию познания у детей подготовительной группы.

«Что мы знаем о бумаге

Конспект НОД по развитию познания

Цель : Дать первоначальные знания об изобретении бумаги . Научить отличать вещи, сделанные из бумаги , определять ее качество на ощупь, гладкость, прочность, толщину) Помочь детям с помощью разнообразных опытов определить свойства бумаги . Учить детей анализировать , делать простейшие умозаключения. Развивать наблюдательность , внимание. Активизировать в речи детей слова , обозначающие свойства бумаги . Обратить внимание детей на необходимость бережного использования бумаги , воспитывать бережное отношение к природе.

Предварительная работа :

Беседы, рассматривание иллюстраций об изготовлении бумаги ;

Рассматривание предметов, изготовленных из бумаги .

Материал : Камни, деревянные дощечки, гуашь, бумага , карандаши, острые палочки, миска с водой, разные виды бумаги , книги, коробок спичек, ножницы, блокнот, тарелочки с подсолнечным маслом, пипетки, монетки, кружки из бумаги , нитки, иголки. (весь материал разложен на отдельных столах. Количество материала соответствует количеству детей ).

Предлагаю вам, ребята, отгадать загадку :

Склеите корабль, солдата,

Паровоз, машину, шпагу.

А поможет вам, ребята,

Разноцветная.

(бумага )

Да, ребята, сегодня мы поговорим о бумаге .

Посмотрите, что лежит у меня на столе? Это камень, деревянные дощечки и лист бумаги . Что у них может быть общего? Попробуйте нарисовать линии на камне гуашью, процарапать буквы на дощечке и написать их карандашом на бумаге . Раньше, люди использовали все эти материалы для того, чтобы передавать друг другу письменные послания. Сначала рисовали на камнях, потом писали на дереве. Первая бумага появилась в Китае . - Давным-давно, две тысячи лет назад, китайский народ изобрел бумагу . А другие народы из дальних стран покупали у них бумагу как самую большую драгоценность. Но время шло. Люди не только торговали, но и воевали. И вот однажды арабские войска разбили китайское войско и захватили пленников. У пленных китайцев арабы выпытали способ изготовления бумаги . Постепенно китайский секрет перестал быть секретом, и во всем мире люди научились делать бумагу по китайскому способу, а делали китайцы бумагу вручную . В наше современное время бумагу делают машины .

Посмотрите вокруг и назовите предметы, при изготовлении которых использовалась бумага . Как часто и для каких целей нам нужен этот материал? (салфетки, обои, туалетная бумага , открытки, книги, журналы, газеты, коробки, тетради и т. д.)

А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру : Представьте себе, что бумага исчезла . Как изменится в этом случае ваша жизнь? Сможете ли вы чем то заменить бумагу ? (ответы детей ) .

Бумага состоит из целлюлозных волокон. Целлюлоза – это вещество, которое можно найти во всех растениях, деревьях, хлопке, рисе, кукурузных стеблях т. д. Бумагу делают на специальных комбинатах. Они так и называются целлюлозно-бумажные . Но сначала в лесу рубят деревья. Бревна везут на фабрику. Здесь их очищают от коры и перемалывают на мелкие кусочки – дробят в машине (дробилке) . Крошку которая получилась, перемешивают с особой жидкостью, превращая в мягкую массу. Она идет на изготовление бумаги .

Ребята мы с вами знаем , что очень большим количеством бумаги пользуемся в жизни , что без бумаги очень трудно обходится человеку. И чтобы не рубить понапрасну деревья в лесу, нам нужно бережнее относится к бумаге . Экономнее использовать ее в нашем быту : прочитанные книги и журналы не выбрасывайте, а просите родителей сдавать их в макулатуру, где бумага приобретет вторую жизнь.

А сейчас мы с вами узнаем , какой же бывает бумага . Возьмите в руки разную бумагу . Что вы можете сказать о ней, какая она? (Дети по очереди пробуют бумагу на ощупь , определяют ее на ощупь и описывают свойства).Прочна ли бумага ? Мы сейчас узнаем .

Опыт 1 :

Возьмите три бумажные полоски одинаковой ширины и длины. С первой полоской пока что делать ничего не нужно. Во второй - сделайте надрез в любом месте, а третью - смочите водой. А теперь разрывайте их поочерёдно, растягивая в различные стороны. Труднее всего, как вы поняли, разорвать (целую, надрезанную, мокрую) полоску. (Дети выбирают сами правильный ответ) .

Оборванный конец полоски гладкий, ровный только в месте надреза. Наиболее искривлённый в намоченном месте. Везде, кроме места надреза, видны ворсинки, направленные в различные стороны. Проведённый опыт подтверждает волокнистость структуры бумаги . Во многих блокнотах на свободных страницах для заметок сверху бывают ровные проколы вдоль всей страницы. Их специально делают для того, чтобы можно было быстро и аккуратно вырвать нужный лист. Вода тоже способствует разрыванию бумаги : она размягчает её.

Мы с вами узнали, что бумага непрочная . Может ли бумага стать прочней ? Для этого мы проведём следующий опыт.

Опыт 2 :

Между двумя стопками книжек одинаковой высоты, стоящих недалеко друг от друга, положим гладкую бумажную полоску , накрывающую весь промежуток. Если теперь поставить на бумагу полный коробок спичек, то под его весом бумажная полоса прогнётся и коробка упадёт на стол. Подумайте, как изменить форму бумажной полоски , чтобы под весом коробка она не прогибалась, а коробок не упал (ответы детей ) . Догадались сделать из полоски «гармошку» »? Положите её между стопками книг. Полоса стала короче, но надёжно выдерживает тот же вес, не прогибаясь. Сложенная в «гармошку» полоска бумаги становится прочнее и может выдержать нагрузку. Молодцы.

Дети, кто из вас знает как из непрозрачной бумаги сделать прозрачную ? (ответы детей ) Для этого нам понадобится масло.

Опыт 3 :

Возьмите небольшие квадратики бумаги . Посмотрите через неё. Что вы видите? Ничего. А теперь возьмите пипетки, наберите масло и капните пять капель в центр квадрата. Что мы теперь можем сказать посмотрев через промасленный квадрат бумаги ? (ответы детей ) .

Физминутка.

А сейчас мы с вами поиграем в игру «Бумажные самолетики »

(По сигналу, самолетики летают по группе с расправленными крыльями и возвращаются на «аэродром» . Игра повторяется 2-3 раза).

Все самолёты приземлились? Сейчас мы узнаем , как быстро приземляется бумага .

Опыт 4 :

Возьмите в одну руку монету, а в другую - маленькую бумажку . Выпустите их одновременно из рук. Монета сразу ударится о пол, а бумажка падает медленно . Просто, листку мешает падать воздух. Почему же воздух не мешает падать монете, размеры которой точно совпадают с размерами бумажного кружка ? Тяжёлой монете воздух не препятствие. Другое дело - лёгкой бумаге . Не надо думать, что сопротивление воздуха всегда наш враг.

Во многих случаях замедлить падение необходимо. Французское слово «парашют» означает - «препятствовать падению» ) Много жизней было спасено с помощью парашютов. С их появлением возник даже новый вид войск : воздушно-десантные. Если бы не было воздуха, купол парашюта не смог бы тормозить падение и все, кто прыгнул с самолёта, падали бы на землю с большой скоростью. Понятно, к чему бы это приводило.

А сейчас мы сделаем парашюты своими руками. Сделать парашют вам поможет лист плотной бумаги школьной тетради . Отогните уголки листа, а сами уголки согните ещё раз. Сгибы уголков проколите иглой с нитью завязанной на конце толстым узлом, чтобы она не выдергивалась. Свободные концы всех нитей аккуратно выровняйте и завяжите их общим узлом.

Ребята, что вы нового узнали о бумаге ? Что вам понравилось выполнять? Я уверена, что вы теперь будете бережнее относиться к бумаге . Чем экономнее мы будем использовать этот материал, тем больше елей и берез останется в лесу.

Все дети молодцы.

Трудно представить себе нашу жизнь без полиграфической продукции, так же трудно представить газету, журнал или книгу без бумаги. Недаром старые печатники считали, что если душа книги - ее содержание, то тело книги - это бумага, на которой она напечатана. "Бумага - изобретение не менее чудесное, чем книгопечатание, для которого она служит основой. Развитие бумажного производства шло медленно, и история его покрыта мраком", - говорил известный французский писатель Оноре де Бальзак.

Считается, что бумагу изобрели в Китае во II в. до н.э., а уже в 76-ом году ее применяли для изготовления книг. Из Китая бумага проникла в Японию, а затем через Персию - в Северную Африку, на Кипр; в 1154 году - в Испанию и затем в ряд других стран. Она постепенно стала вытеснять применявшиеся до этого для письма папирус и другие материалы.

Основными операциями при изготовлении бумаги были варка, промывка и измельчение бумажной массы, которое вначале производилось молотками в ручных ступах, затем в ножных толчеях. В XIII-XV веках появились механические толчеи. В конце XVII века в Голландии бумажную массу стали измельчать ножами, насаженными на металлические валы (роллы), заключенные в чане. Измельченную бумажную массу вместе с водой загружали в подогреваемые чаны, из которых ее затем черпали формой, состоящей из прямоугольной рамки с прикрепленной к ней сеткой из проволоки. После того как лишняя вода стекала сквозь сетку, массу выкладывали на листы грубого сукна или войлока. Стопу листов войлока с бумажной массой пропускали через пресс для удаления остатков влаги. Затем листы проклеивали, сушили, обрабатывали молотами, лощили и упаковывали. В 1799 году француз П.Л. Робер предложил механизированный отлив бумаги на непрерывно движущейся бесконечной сетке, расположенной над черпальным чаном. Позднее появилась первая бумагоделательная машина, состоящая из следующих основных частей: сеточной, прессовой, сушильной, отделочной. Для получения отдельных высококачественных видов и бумаги специального назначения до сих пор применяется ручной отлив.

Первые бумажные мельницы появились в Москве, по-видимому, одновременно с началом книгопечатания - в 50-60 годах XVI века. Но впервые производство бумаги, пригодной для печати, было организовано в 1716 году Петром I. До начала XIX века бумагу в России производили ручным способом. В 1818 году на Петергофской бумажной фабрике была установлена одна из первых в России бумагоделательных машин, изготовленная на русских заводах. В 60-х годах XIX века бумагоделательная машина уже состояла в основном из тех же частей, которые имеются в современных машинах. Вместо тряпичного сырья стали использовать древесное. Старые роллы постепенно вытеснялись размалывающими аппаратами непрерывного действия.

Наиболее распространенный способ производства бумаги - "мокрый", который основывается, как правило, на использовании плоско- или двухсеточных бумагоделательных машин. Такая бумагоделательная машина состоит из сеточной, прессовой, сушильной частей, каландра (пресса, состоящего из 2-20 валов, между которыми пропускают бумагу) и наката (устройства для наматывания бумаги в рулон). Сеточная часть имеет одну или две бесконечно движущиеся сетки, на которые (в плоскосеточных машинах) или в зазор между которыми (в двухсеточных машинах) непрерывным потоком равномерно по всей их ширине поступает разбавленная водой бумажная масса. При обезвоживании бумажной массы происходит формирование бумажного полотна, которое далее обезвоживается в прессовой части и окончательно высушивается в сушильной части машины. Прессовая часть состоит из нескольких двухвальных (иногда трехвальных) прессов, между валами которых проходит бумажное полотно (находящееся на прессовом сукне). При этом часть влаги из него отжимается. Сушильная часть состоит из двухъярусных батарей сушильных вращающихся цилиндров, обогреваемых изнутри паром. Сырое бумажное полотно, проходя между горячими поверхностями цилиндров и сушильным сукном каждой батареи, высушивается до влажности 5-7%. В конце сушильной части имеется холодильный цилиндр (иногда два) для охлаждения бумаги. Затем бумага проходит каландр, придающий ей машинную гладкость, и наматывается в рулон на накате.

С 1950-х годов в производстве бумаги находят применение полимерные пленки и синтетические волокна, на основе которых выпускают синтетическую бумагу. Такая бумага отличается высокой механической прочностью в сухом и влажном состоянии, хорошей стабильностью линейных размеров при увлажнении, долговечностью, высокой эластичностью. Для отделки бумаги применяются суперкаландры (система вращающихся с разной скоростью валов, между которыми под давлением пропускают увлажненное бумажное полотно), обеспечивающие более ровную гладкую поверхность и глянец. Такая бумага называется каландрированной (глазированной) и высококаландрированной (если она дважды пропускается через суперкаландр). Для придания бумаге глянца (для получения лощеной бумаги) бумажное полотно пропускают через лощильный (или фрикционный) каландр, валы которого совершают возвратно-вращательное движение, не оказывая большого давления на бумагу.

В качестве основных компонентов композиционного состава бумаги используют волокна растительного происхождения, выделяемые из древесины хвойных и лиственных пород, из стеблей однолетних растений, семенных коробочек и листьев некоторых растений. В зависимости от метода производства, выхода гемицеллюлоз (веществ, сходных с целлюлозой, но с меньшей молекулярной массой) и лигнина (инкрустирующего вещества), получают различные полуфабрикаты: древесную массу, полухимическую массу (полуцеллюлозу), небеленую, беленую и облагороженную целлюлозу.

Для снижения гидрофильности и гигроскопичности (впитывания при смачивании и поглощения воды из воздуха) бумагу проклеивают гидрофобными (с водоотталкивающими свойствами) смолами и парафинами. Для повышения прочности, гладкости (уменьшения ворсистости), стойкости к выщипыванию (липкой краской при печатании) и истиранию наиболее эффективна поверхностная проклейка в клеильных прессах крахмальным, карбоксиметилцеллюлозным и др. клеями. Проклейка необходима для офсетной, картографической, фототипной, форзацной, обложечной, чертежной, писчей и др. бумаг, которые увлажняются в процессах полиграфического производства (при печатании, склеивании) или при пользовании. В зависимости от степени проклейки различают бумагу слабоклееную, клееную и высококлееную. В бумажную массу вводят наполнители - белые порошкообразные нерастворимые в воде минеральные вещества: каолин, сернокислый барий, тальк, двуокись титана и др. Они повышают белизну, гладкость и непрозрачность бумаги, делают ее более мягкой, легко деформируемой (пластичной), но и менее прочной.

Повышенное содержание наполнителей (зольность) необходимо бумаге для высокой печати, так как повышенная пластичность позволяет снизить давление для хорошей пропечатки оттиска, а при глубокой печати - для лучшего впитывания и снижения растекаемости жидкой краски на оттисках. Белая пигментно-клеевая композиция наносится на поверхность мелованной бумаги для получения высокой гладкости и глянца, что необходимо в производстве рекламных и высококачественных иллюстрированных многокрасочных изданий. По содержанию наполнителей различают мало-, среднезольную, повышенной зольности и высокозольную бумагу. Бумагу машинной гладкости, имеющую матовую поверхность, применяют преимущественно для печатания текстовых или содержащих штриховые иллюстрации изданий, а каландрированную и высококаландрированную - для изданий, содержащих тоновые (растровые) иллюстрации. Важнейшие показатели - масса бумаги площадью 1 м 2 , толщина, плотность, прочность, гладкость, пористость, белизна, непрозрачность, оттенок, стоимость и др. Листовая и рулонная бумага для печати выпускается с массой площади 40-250 г/м 2 . Ниже приведены характеристики некоторых видов бумаг, применяемых в издательском деле и полиграфии.

Типографская (для высокой печати) - 50-70 г/м 2 , на основе древесной целлюлозы или с добавлением 20-75% древесной массы, белая, малоклееная, среднезольная или повышенной зольности, машинной гладкости, каландрированная или высококаландрированная. Предназначена для печати текстовой и иллюстрационно-текстовой продукции. Бумага с массой площади 40-50 г/м 2 , чистоцеллюлозная или с небольшим добавлением древесной массы, повышенной зольности, малоклееная, каландрированная, с органической прозрачностью предназначена для печатания справочников и других книг с большим количеством текста.

Офсетная - 60-250 г/м 2 , чистоцеллюлозная или с содержанием до 75% древесной массы, белая, клееная, с хорошей стойкостью поверхности к выщипыванию, низкой деформацией при увлажнении, машинной гладкости или каландрированная. Предназначена для печатания иллюстрационно-текстовых изданий и изобразительной продукции офсетным способом.

Для глубокой печати - 60-220 г/м 2 , чистоцеллюлозная, белая слабоклееная, высокозольная, обладающая ровной сомкнутой (мелкопористой) поверхностью, каландрированная. Предназначена для печатания иллюстрационно-текстовых изданий и изобразительной продукции.

Газетная - 45-49 г/м 2 , низкозольная, неклееная, машинной гладкости, в композиции преобладает древесная масса. Предназначена для печатания газет и приложений к ним, массовых брошюр способами высокой и офсетной печати.

Мелованная - с пигментированно-клеевым покровным слоем (мелованным), нанесенным на волокнистую чистоцеллюлозную или содержащую древесную массу бумагу - основу для получения микропористой и микрошероховатой поверхности. Различают бумагу одно- и двукратного мелования, с одно- и двусторонним покрытием мелованным слоем. Предназначена для печатания одно- и многокрасочной изобразительной продукции, различных иллюстрационно-текстовых изданий способами высокой, офсетной и глубокой печати. Разновидность - тонкая мелованная бумага 60-70 г/м 2 , предназначена для издания массовой иллюстрационно-текстовой продукции способами офсетной и глубокой печати.

Обложечная - светопрочная, чистоцеллюлозная или с содержанием до 40% древесной массы, клееная, малозольная бумага с небольшими усадкой и скручиваемостью при одностороннем увлажнении, каландрированная и машинной гладкости. Предназначена для изготовления обложек (140-200 г/м 2) и склейки переплетных крышек (80-120 г/м 2).

Форзацная - клееная, среднезольная бумага 80-160 г/м 2 , чистоцеллюлозная, машинной гладкости или каландрированная, отличается повышенным сопротивлением излому, ограниченной скручиваемостью после одностороннего увлажнения. Предназначена для изготовления форзацев книг.

Картографическая - 85-160 г/м 2 , композиция на основе древесной целлюлозы и хлопкового линта (отхода хлопкового производства), малозольная, клееная, машинной гладкости или каландрированная, прочная в сухом и влажном состоянии, повышенной белизны. Предназначена для печатания гидро-, топо-, географических и других карт и атласов офсетным способом.

Писчая - 45-80 г/м 2 , чистоцеллюлозная (с добавлением целлюлозы из хлопкового линта) или содержащая небольшую часть древесной массы, белая или цветная, клееная, машинной гладкости или каландрированная. Предназначена для изготовления бланков, унифицированных систем документации, бумажно-беловых изделий, бумаг потребительских форматов, школьных тетрадей и т.п.

Документная - на основе льнопеньковых и хлопковых волокон, малозольная, высококлееная, иногда с водяными знаками, долговечная, стойкая к механическим воздействиям. Предназначена для печатания денежных знаков, облигаций, банковских чеков и других документов.

Афишная и билетная - белая или цветная, малозольная, слабоклееная, машинной или односторонней гладкости. Предназначена для печати афиш, билетов, абонементных талонов, бланков способом высокой печати.

Баритованная (баритовая) - белая или подцвеченная красителем толстая бумага с баритовым (из сернокислого бария) покровным слоем, нанесенным на чистоцеллюлозную, малозольную, высококлееную основу повышенной белизны для улучшения качества поверхности. Используется в качестве основы фотобумаги.

Ватманская (ватман) - белая чертежная высокосортная ручного отлива, на основе механически обработанного тряпья (тряпичной полумассы), с поверхностной проклейкой. Отличается большим сопротивлением к истиранию и шероховатой поверхностью. Предназначена для чертежных работ, выполняемых карандашом, тушью и акварельными красками.

Веленевая - белая писчая высокосортная бумага. Используется для рисования миниатюр, пастельной живописи, графических работ, изданий улучшенного типа.

Верже - белая или цветная чистоцеллюлозная высокосортная с водяными знаками в виде близко расположенных узких полос, иногда пересеченных, под прямым углом к машинному направлению, редко расположенными полосами. Предназначена для изготовления подарочных изданий, а также форзацев и суперобложек книг.

Эстампная - бумага с ограниченной линейной и остаточной деформацией при увлажнении. Предназначена для печатания художественных гравюр.

Этикеточная - 45-120 г/м 2 , малоклееная или клееная, одно- или двусторонней гладкости, односторонне мелованная, с ограниченными поверхностной впитываемостью, линейной деформацией при увлажнении и скручиваемостью при одностороннем смачивании водой. Предназначена для печатания этикеток способами высокой и офсетной печати.

Крафт-бумага - особый вид оберточной бумаги на основе очень крепкой, так называемой крафт-целлюлозы. Отличается высокой механической прочностью. Предназначена для обертки, упаковки.

НОД по ОО «ПОЗНАНИЕ»

На тему: «Что мы знаем о бумаге»

Группа компенсирующего вида

Воспитатель: Галямова Л. Н.

Цели: Расширение и закрепление представлений о бумаге. Учить делать опыты с бумагой.

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, безопасность, здоровье, физическая культура, художественное творчество, труд.

Программное содержание: Уточнить представление детей о бумаге и её свойствах, процессе изготовления и её применение. Помочь детям с помощью разнообразных приемов определить свойства бумаги. Учить анализировать, делать простейшие умозаключения. Развивать обследовательские действия и уметь устанавливать причинно – следственные связи в процессе выполнения различных действий с бумагой. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность.

Обучающие задачи: Систематизировать знания детей о свойствах бумаги, её видах и назначении. Формировать умение делать поделки из бумаги, развивать фантазию. Внимание, память и мышление, развивать мелкую моторику рук.

Обогащение словаря: мелованный, гафрированный, документальная, глянцевая.

Предварительная работа: знакомство с основными свойствами бумаги в процессе опытно- эксперементальной деятельности детей, работа в кружке «Бумагопластика», беседы на тему « Бумага в нашей жизни».

Материал и оборудование: Бумага разных видов, плотности и назначения, столы для эксперементирования., ёмкость с водой, индивидуальные салфетки, клей.

Ход организованной деятельности;

Ребята к нам на занятие пришли гости давайте с ними поздороваемся.

Сегодня у нас будет интересное занятие, а о чем на нем пойдет речь вы догадаетесь прослушав стихотворение.

«Бумага» С. Михалков.

Простой бумаги

Свежий лист,

Ты бел, как мел.

Не смят и чист.

Твоей поверхности пока

Ничья не тронула рука…

Чем станешь ты?

Когда какой

Исписан будешь ты рукой?...

Дети, как вы думаете о чём мы сегодня будем говорить?

Верно о бумаге.

Но сначала послушайте небольшую историю.

Давным-давно, две тысячи лет назад, китайский народ изобрёл бумагу. А другие народы из дальних стран покупали у них бумагу как самую большую драгоценность Но время шло. Люди не только торговали но и воевали. И вот однажды арабские войска разбили и захватили пленников. У пленных китайцев арабы выпытали способ изготовления бумаги. Постепенно китайский секрет перестал быть секретом, и во всём мире люди научились делать бумагу по китайскому способу, а делали китайцы бумагу вручную.

Как же делают бумагу в наши дни?

Бумагу производят на бумажной фабрике. Основным сырьем для производства бумаги является целлюлоза. Целлюлозу получают из лесных пород:В основном из ели, сосны и берёзы.

На фабрике машины сдирают кору с дерева. Измельчают в щепки. Затем щепки сортируют по размеру на специальных ситах и отправляют в варку.

Затем смесь фильтруют, промывают чтобы очистить от примесей. Добавляют клей и смолу.

Затем бумагу окрашивают в смесителе, куда добавляют красители.

Бумажная масса превращённая в кашицу, попадает в бумагоделательную машину.

Сначала кашицу выливают на сетку бумагоделательной машины. Эта сетка натянута на 2 вала и все время вращается перенося бумажную кашицу вперед. Здесь бумажные волокна начинают сплетаться друг с другом, образуя рулоновую ленту.

Сырая бумажная лента проходит ч/з валики.Валики отжимают воду, обогревают паром и сушат бумагу.

Затем ровная белая бумага выходит из машины и наматывается в огромный рулон.

Затем эти рулоны отправляют в типографию или рубят на листы.

Для 1 тонны бумаги нужно 17 деревьев.

Из 1 тонны бумаги делают 30 тыс. обычных ученических тетрадей.

Ребята, а что ещё делают из бумаги?

А теперь мы с помощью опытов определим свойства бумаги.

ОПЫТ №1

Воспитатель берёт яркую игрушку, сажает её на стол. Сначала дети рассматривают игрушку ч/з стекло. Почему мы видим игрушку? Потому, что стекло прозрачное.

А теперь вместо стекла мы берём лист бумаги. Видно ч/з неё игрушку? Нет почему? Потому, что бумага не прозрачная.

Это 1 свойство бумаги, которое мы знаем. Реб-та, бумага какая?

ВЫВОД: Бумага непрозрачная.

ОПЫТ № 2

Сейчас мы проведём 2 опыт. На столе стоят 2 стакана с водой. В один стакан я опущу металлическую, а в другой- бумажную салфетку. Что произошло с ложкой? Ничего. А что случилось с бумажной салфеткой? Она промокла насквозь.

Как вы думаете, реб- та, если на улице пойдет дождь, мы будем прятаться под бумажным зонтом? Нет. А почему? Потому, что бумага промокает и пропускает воду.

Это 2 свойство бумаги. Реб- та бумага какая?

ВЫВОД: Бумага промокает.

ОПЫТ № 3.

У меня есть 2 ленточки. Одна бумажная, вторая из ткани.

Сейчас Настя и Снежана попытаются завязать их куклам. Ленточка из ткани завязывается, а из бумаги рвётся.

Это 3 свойство бумаги. Реб- та, какая бумага?

ВЫВОД: Бумага легко рвётся.

ОПЫТ: № 4.

Возьмите листы бумаги, которая лежит у вас на столе. Бумага разного цвета и плотности, сложите лист пополам, четко выделяя линию сгиба, разверните бумагу и попробуйте удалить линию сгиба. Получается ли это у вас?

Не получается, потому что линия сгиба уже оставила отпечаток на бумаге.

ВЫВОД: Бумага гнётся.

Итак мы с вами провели 4 опыта и вспомнили о некоторых свойствах бумаги.

Какие это свойства?

Бумага не прозрачная

Бумага промокает

Бумага рвется, бумага гнётся.

Физминутка:

Мы сначала будем топать. а потом мы будем хлопать

А сейчас мы вместе сядем, встанем- будем взрослым дядей

Наклонились ниже, ниже, головой к коленям ближе

А сейчас вы потрудитесь- хорошенечко прогнитесь

Головою покрутите и плечами поверните

Ну-ка дети, не устали, сели- встали, сели- встали,

Все руками помахали, и на месте побежали

А теперь мы повернемся и все вместе засмеёмся.

ИГРА «Найди на ощупь»

Реб- та сейчас мы с вами поиграем в интересную игру, мы будем на ощупь определять какая бумага перед вами. А помогать нам будут подушечки пальцев, глаза мы залроем повязкой. Дети подходят к столу и определяют название бумаги.

КОНСТРУИРОВАНИЕ из бумаги.

Реб-та, а что делают из бумаги?

Сейчас мы с вами сделаем поделку из бумаги.

Это цветок из салфеток.

Дети наклеивают салфетки на нарисованный цветок.

РЕФЛЕКСИЯ: Наше сегодняшнее занятие было посвящено бумаге.

Итак, что вы знаете о бумаге?

Спасибо за работу, все молодцы, занятие закончено.