Занятия по творческому развитию. Упражнения для развития творческого мышления

Денежко Л. А.

педагог дополнительного образования МАУ ДО г. Хабаровска

«Дворец детского творчества» «Маленький принц»

Занятие на развитие креативности и творческих способностей

Ведение:

Креативность (от англ. create - создавать, англ. creative - созидательный, творческий) - творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Согласно авторитетному американскому психологу Абрахаму Маслоу - это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды.

Творчество - деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Будучи по своей сущности культурно-историческим явлением, творчество имеет психологический аспект: личностный и процессуальный. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей. [Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - Ростов н/Д.: Феникс, 1999. - C.380].

Креативность (от лат. creatio - «созидание») - это способность человека порождать необычные идеи, оригинальные решения, отклоняться от традиционных схем мышления. Креативность является одним из компонентов творческой личности и не зависит от эрудиции. Людей, обладающих высоким уровнем креативности, называют креативами.

Как считает ряд ученых, в проявлении креативности, а точнее - дивергентного мышления, являющегося основой креативности, роль генетического фактора, в отличие от средового, невелика (Р. Николе ; Е.Л. Григоренко, Б.И. Кочубей, 1989).

Среди многочисленных фактов, которые подтверждают важнейшую роль семейно-родительских отношений, есть и такие:

Большие шансы проявить творческие способности имеет, как правило, старший или единственный ребенок в семье.

Меньше шансов проявить творческие способности у детей, которые идентифицируют себя с родителями (отцом). Наоборот, если ребенок отождествляет себя с «идеальным героем», то шансов стать креативным у него больше. Этот факт объясняется тем, что у большинства детей родители - «средние», нетворческие люди, идентификация с ними приводит к формированию у детей нетворческого поведения.

Чаще творческие дети появляются в семьях, где отец значительно старше матери.

Ранняя смерть родителей приводит к отсутствию образца поведения с ограничением поведения в детстве, что способствует развитию креативности.

Благоприятно для развития креативности повышенное внимание к способностям ребенка, ситуация, когда талант становится организующим началом в семье. Итак, семейная среда, где, с одной стороны, есть внимание к ребенку, а с другой стороны, к нему предъявляются различные несогласованные требования, где мал внешний контроль за поведением, где есть творческие члены семьи и поощряется нестереотипное поведение, приводит к развитию креативности у ребенка (В.Н. Дружинин, 1999, с. 214-215).

Т.С. Суслова выявила основные черты, характерные для креативных личностей. Это сознательность, ответственность, упорство, чувство долга, высокий контроль над поведением и эмоциями, решительность, предприимчивость, склонность к риску, социальная смелость, интернальный локус контроля, интеллектуальная лабильность. В.Н. Дружинин (1999) полагает, что развитие креативности идет по следующему механизму: на основе общей одаренности под влиянием микросреды и подражания формируется система мотивов и личностных свойств (нонконформизм, независимость, мотивация самоактуализации), и общая одаренность преобразуется в актуальную креативность, т. е. креативность - это синтез одаренности и определенной структуры личности.

Препятствуют проявлению креативности низкий интеллект, нейротизм и тревожность.

Цель : осознание креативности в себе и её развитие. (Развитие способности участников находить новые нестандартные (креативные) решения задач; налаживание коммуникативных связей внутри группы.)

Задачи:

Осознание и преодоление барьеров для проявления и развития творческого мышления.

Осознание характеристики креативной среды.

Формирование навыков и умений управления творческим процессом.

Материалы : бумага, ножницы, карандаши, модели предметов, мяч, газеты.

Этапы работы:

I. Этап - разогрев

Упражнение «Установление контакта»

Цели : вербальное и невербальное общение, сближает членов группы. Оно направлено на раскрепощение членов группы, на установление контактов друг с другом и поиску быстрого решения поставленной задачи.

Время : 2-5 минут

Все участники располагаются большим полукругом.

«Пусть каждый из нас по очереди выйдет в центр и попытается любыми доступными ему средствами, но только не вербальными, установить контакт с каждым участником занятия». После того как все выполнят это задание, тренер предлагает участникам обсудить: «Какие впечатления возникли в процессе выполнения упражнения? Какие средства помогали устанавливать контакт? Какие признаки свидетельствовали об установлении контакта?»

Психологический смысл упражнения . Демонстрация того, как проблема может быть решена более эффективно с помощью нетривиального подхода к ней и как этому препятствуют стереотипы. Сплочение группы, обучение координации совместных действий.

Вопросы для обсуждения:

Что мешало сразу же увидеть быстрый способ выполнения задания, какой стереотип при этом активизировался?

Кому первому пришла мысль перебрасывать мяч, не подкидывая, а роняя его, и что подтолкнуло к этой идее?

Какие ситуации, когда стереотипное видение мешало разглядеть простой и нетривиальный способ решения проблемы, встречались в жизненном опыте участников и как удавалось преодолеть эти ограничения?

Упражнение «Островки» (5-10 минут)

Цель : всем участникам разместится на газете. (на всей, на половине газеты, на трети). вербальное и невербальное общение, сближает членов группы. Оно направлено на раскрепощение членов группы, на установление контактов друг с другом и поиску быстрого решения поставленной задачи.

Материалы : газеты.

Время : 5-10 минут

Процедура : Участники разбиваются на группки по 4-6 человек и на скорость выполняют задания.

Смысл упражнения : Создание условий для воплощения и выдвижения идей о способах действия нестандартной ситуации, сплочение группы, физическая разминка. Участники обмениваются эмоциями и чувствами и озвучивают все свои идеи.

II. Этап - Основная деятельность

Упражнение «Стоп-кадр»

Цель : развитие навыки экспрессии, с другой - дает возможность участникам в новом ракурсе взглянуть на свое отношение к тем жизненным сферам, которых касаются слова.

Материалы : список слов.

Время : 10 минут

Процедура : Участники свободно перемещаются по аудитории. По команде ведущего, подаваемой с помощью хлопка в ладоши, они останавливаются и демонстрируют с помощью мимики и пантомимики (позы, жестов, движений тела) то слово, которое называет ведущий. «Стоп-кадр» продолжается 8-10 с, после чего по повторному хлопку ведущего участники опять начинают свободно перемещаться по помещению, пока не прозвучит следующий хлопок и не будет названо очередное слово. Желательно заснять «стоп-кадры» с помощью цифровой фото или видеокамеры и продемонстрировать отснятые материалы участникам непосредственно после упражнения.

Можно использовать, например, такие наборы слов:время, прошлое, детство, настоящее, учеба, будущее, профессия, успех;встреча, общение, понимание, дружба, любовь, семья, счастье.

Упражнение «Применение предметов»

Цель : развитие творческого интеллекта.

Материалы : скрепку для бумаг, зубную щетку, карандаш, спичку... и т.д.

Время : 10-15 минут

Процедура : За две минуты найдите как можно больше применений для обувного шнурка и запишите их. Это упражнение, развивающее творческий интеллект для рассмотрения можно брать любой другой предмет.

Вопросы для обсуждения:

Сложно было придумывать новое применение простым и знакомым вещам?

Как можно применять ваш предмет?

О чем заставило задуматься это упражнение?

Упражнение «Арка»

Цель : развитие творческих способностей, поиска нестандартного решения поставленной задачи.

Материалы : ножницы, бумага.

Время : 10 минут

Процедура : Участники объединяются в команды, получают бумагу формата А4, и им дается задание: изготовить такую арку, чтобы через нее смог пройти любой из участников или все по очереди. Продемонстрировать как можно больше способов.

Вопросы для обсуждения:

Кому сначала казалось, что выполнить упражнение невозможно?

Часто ли возникают такие ситуации?

Кто подсказал решение или это коллективное?

III. Этап - Завершение

Упражнение «Творческая жизнь»

Цель : обобщить представление участников о своих творческих способностях и найти свое творческое начало.

Время : 7-15 минут

Материалы : бумага, ручки.

Процедура : Участники объединяются в группки по 5-6 человек, получают задание: Сформировать перечень рекомендаций, которые позволят «сделать более творческой собственную жизнь», и записать их. Формируемые рекомендации должны быть реально воплотимы в жизнь всеми участниками или хотя бы большинством из них (т.е не подразумевать наличие каких-либо редко встречающихся способностей, слишком крупных материальных затрат и т.п).

Обсуждение в группе разобрать все варианты.

Пример:

Регулярно выполнять физические упражнения;

Овладеть техникой медитации и релаксации.

Ведите дневник, пишите рассказы, стихи, песни записывайте умные мысли.

Расширяйте кругозор своих интересов и др.

Литература:

Грецов А.В. Лучшие упражнения для развития креативности. / Учебно-методическое пособие.- СПб., СПбНИИ физической культуры, 2006., - 44 с.

Ильин Е.П. «Психология творчества, креативности, одаренности».-СПб., Питер Серия: Мастера психологии, 2009., - 448 с.

Йири Шерер. Техники креативности:как в 10 шагах найти, оценить и воплотить идею/ Йири Шерер:[пер. с нем. О. Гляйсснер].-М.:СмартБук, 2009.,- 136 с.: илл. - (Инновационные стратегии управления).

Техника «Существительные-прилагательные-глаголы»

Цель: развитие речевой креативности

Задачи:

Тренировка умения убедительно выражать свои мысли, ясно излагать свою точку зрения;

Развитие качеств, необходимых педагогу, оратору, лидеру, публичному человеку.

Инвентарь: бумага (А- 4), ручки, секундомер.

Время работы: 8-10 минут.

Возрастные рамки применения: клиенты от 11 лет.

Программное содержание: развивать у детей воображение и творческие способности, независимость мышления, закрепить знания о тёплой и холодной палитре красок;

учить создавать свой художественный образ (осьминог) в технике: рисование пятном (гуашью и акварелью) не выходя за контур; предоставить ребёнку право выбора цвета, учить размывать акварель на ткани; воспитывать аккуратность в работе с гуашью, навыки сотрудничества.

Материал: цветная мозаика холодного и тёплого человечка, силуэтный контур, кисти №6, подставки для кистей, гуашь тёплых тонов, акварель, линейная дорожка для игры «Да-нетка», материалы к ней: картон, цветная бумага, фольга, белая бумага, обои, деревянная дощечка, цветная ткань, стекло, песок, рамки с тканью; аудиозапись «Музыка для души».

Ход занятия

Педагог предлагает ребятам расположиться на ковре.

В. Сегодня я расскажу вам сказку. (Звучит таинственная музыка.) В некотором царстве, в далёком государстве, за высокими горами, за темными лесами раскинулась волшебная страна. В ней всё было необычно красиво. Жили-были в царстве два человечка-близнеца, совершенно одинакового роста, очень похожие лицом, но они по-разному одевались, и поэтому настроение у каждого было своё.

Это - человечки-краски. Они дружили, любили красить, но однажды рассорились и даже подрались, да так сильно, что разлетелись на цветные кусочки, как мозаика. Вот они (показывает). Один был цвета огня и солнца.

Как вы думаете, какими цветами красок он окрашен? (Жёлтый, красный, розовый, оранжевый, песочный, малиновый, бордовый.) Человечек излучал тепло. Был теплый как… (Ответы детей.) И настроение поэтому было у него, как вы считаете, какое? (Весёлое, радостное, праздничное, искристое, разноцветное, лучистое, восторженное.)

Игра с мячом в кругу с детьми.

Он грустил, потому что … (Ответы детей.)

Он был веселы, потому что … (Ответы детей.)

Помогите ему появиться в нашей стране. (Дети выбирают осколки только тёплых цветов и выкладывают по силуэтному контуру, уточняется цвет.)

Другой любил цвет снега, воды, льда. Он дружил с какими красками? (Ответы детей: синий, голубой, фиолетовый, сине-зелёный, зелёный, сиреневый.) Человечек излучал холод, был холодный, как… (Ответы детей.) Настроение у него было, как вы думаете, какое? (Грустное, печальное, унылое, холоднее, поникшее, кислое

Несмотря на то, что человечки-краски разного цвета, они очень любили рисовать акварелью и гуашью. Они придумали для нас сюрприз-загадку. Вот она (показывает в каждом домике - на «волшебной дорожке» живёт то, на чём можно рисовать (уточняет материалы). Поможет разгадать нам загадку . В ней есть правила: Вы мне задаете вопросы, а я отвечаю только «да» или «нет». Спрашивайте!

Линейная «Да-нетка» по алгоритму.

В процессе игры угадывают, что ответ - ткань.

В. А сейчас каждый нарисует своего осьминога такими красками, чтобы он был виден в море. Как вы думаете, какой палитрой будем рисовать - тёплой или холодной? (Ответы детей.) Почему? Какими красками будем рисовать - акварелью или гуашью? (Ответы детей.) Почему гуашью? Какая гуашь? (Густая, яркая, не любит много воды.) (Аналогичные вопросы педагог задаёт про море, акварель.)

В. Кто ещё живёт в воде? - Рыбка, акула, морской еж… А вы знаете, каких только цветов не бывает акула? Есть белые, серые и синие акулы, есть тигровые, леопардовые и зебровые и даже лимонные акулы. Теперь, давайте возьмем раскраски акул и раскрасим им в такие цвета, а затем посмотрим, что у вас получится.

Педагог предлагает выбрать детям гуашевую краску на столе и расположиться за рабочими столами. В процессе художественного творчества детей звучит фоновая музыка из серии «Музыка для души».

Когда все дети закончили работу, педагог предлагает выложить свои раскраски на столах.

В. Вот и закончилось путешествие по сказке. До скорой встречи!

Интегрированные занятия по развитию творческих способностей
с использованием сказки «Необычное путешествие зеленой краски-путешественницы».


Болдарева Светлана Александровна, воспитатель-методист, Шахтёрское дошкольное образовательное учреждении комбинированного типа №9 «Восход», Донецкая область.
Описание:
Методическая разработка будет полезна воспитателям, психологам. Занятие содержит разнообразные методы и приемы работы для развития познавательных навыков, психических процессов, творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Тема: «Необычное путешествие зеленой краски-путешественницы».

Цель:
- учить детей правильно называть цвета спектра, образовывать новые оттенки, используя способ смешивания красок на палитре; определять их настроение и характер, доказывать необходимость наличия различных цветов в окружении;
- получать выразительность с помощью цвета;
- закрепить умения передавать особенности сказочных образов цветов, листочков;
- развивать память, речь детей, творческое воображение, фантазию;
- воспитывать интерес к изобразительной деятельности, самостоятельность и аккуратность в работе, эстетическое мировосприятие.

Материал: гуашь, кисточки, салфетки, большой силуэт печального дерева, стакан с чистой водой, 2 крышки с нанесенной (с внутренней стороны) на них желтой и красной красками, корзину с желтой и синей гуашью, аудиозапись «Звуки природы», изображение радуги и облака, цветное городок, 2 кусочка ткани, цветные карточки, стихи и загадка о весне.

Подготовительная работа:
1.Ознакомление детей с разнообразием цветов в окружающем мире, с основными и сложенными цветами.
2.Закрепление умений чувствовать характер каждого цвета; определять связь между цветом, настроением, звуками; находить предметы определенного цвета в окружающем мире.
3.Закрепление умений рисовать кисточкой, самостоятельно подбирать цвет - оттенки краски в соответствии с заданием.
4.Изучение стихов о весне, экскурсии в парк: рассмотрение листьев, цветов, нахождения различия и сходства растений.

Ход занятия

Психолог. Дети посмотрите, как красиво вокруг. Какое разнообразие цветов, мы как попали в сказку. А сколько гостей много. Давайте с ними поздороваемся и подарим свою улыбку.
(Дети дуют на ладошки, посылают тепло и хорошее настроение всем присутствующим).
Психолог . Сегодня нас пригласила в гости сказочка. Дети, а вы любите слушать сказки? Тогда садитесь и послушайте еще одну. «Давным-давно, когда еще все на свете было бесцветным, то есть немало цвета, высоко-высоко в небе жила-была мама Радуга и имела она семь дочерей красок».


- Вы, наверное, знаете, как их звали? Давайте вспомним. (Красная, оранжевая, желтая, зеленая, голубая, синяя, фиолетовая). «Жили они тихо, спокойно и дружно. Однажды пошли в гости к соседке тетушки Облако и подарили ей немного своих красок. То подул сильный ветер, пошатнулась тетушка Облако, краски разлетелись во все стороны. Разлились, и пошел цветной дождик. Капельки летели и пели веселую песню».


Психолог . Дети, а давайте, и мы споем песню о дождик.
(Детский мюзикл для дошкольников Дождик. Солнце. Радуга.)
Психолог . Молодцы, ребята, хорошую песню спели, а давайте представим себе капельками дождя.
Психогимнастика «Я - капля дождя»
«Я - капля дождя. Я следую из большой тучи и лечу над землей. (Движения руками, бег по кругу.) Мне приятно кружиться среди других капель. (Покружиться вокруг себя.) Я - капля, я - встречаюсь с землей и кричу ей: «Здравствуй!» (Присесть, помахать рукой.) Меня подхватывает легкий ветерок, и я пою ему: «Здравствуй!» (Встать покружить вокруг себя.) Я умываю весенний зеленый лист, касаюсь его руками, губами, лицом, всем своим телом. (Показать ладони, губы, лицо, свое тело.) Я омываю его и становлюсь совсем маленькой капелькой. (Показать руками круг.) Я мягко опускаюсь в объятия теплой земли, и она с облегчением вздыхает. (Присесть обнять себя руками.) »
Психолог .Дети, а куда падали зеленые капельки? (На елку, огурчики, листья, траву...). А голубые и синие? (На реку, море, сливу, воздушный шарик.) Красные? (На яблоки, помидоры, огонь, цветы...) А оранжевые? (На морковь, лисичку...) Желтые? (На грушу, солнышко, цыплят...)
Итак, земля и все, что на ней было стало красивым, разноцветным. Вот таким.
(Психолог показывает картину «Веселый город».)
Психолог . Дети, вам нравится Веселый городок? Что именно вам нравится? (Он яркий, разноцветный. Цвета веселые, ласковые, добрые, нежные.)
- А какое время года изображено на картине вы узнаете, когда отгадаете загадку:
Я раскрываю почки,
в зелёные листочки.
Деревья одеваю,
посевы поливаю,

Движения полна,
зовут меня... (весна)
- Дети, какое это время года? А какие весенние приметы вы знаете?
А знаете ли вы стихи о весне? Давайте немного отдохнем и послушаем стихи.
Весенние часики
Т. Дмитриев
Тюки-тюки, тюки-так –
Звон веселый слышен.
Это часики весна
Завела под крышей.
Тюки-тюки, тюки-так –
Счет ведет капели.
На гнездовья точно в срок
Гуси прилетели.
И шумят мне ручейки
На весенней стежке:
- Выходи, малыш, гулять!
Надевай сапожки!

Весна
И. Муравейко
Два скворца летели,
На березку сели,
Сели и запели, -
Как они летели, как они спешили
С берегов заморских
В край родимый, милый
К беленькой березке!

Психолог . Молодцы, дети! Какие хорошие стихи вы знаете о весне. Но время уже возвращаться к нашей сказки. «У мамочки Радуги были разные по характеру дети. Одна краска была очень веселой, шумной, всегда говорила: «Я – самая сильная! »
- Как вы думаете, какая это краска? (Красная). А еще она смеется так звонко, что всем становится жарко от его смеха. Давайте и мы с вами попробуем так засмеяться. Молодцы, дети! И от вашего смеха всем присутствующим стало весело. Другая краска была печальной и молчаливой, какая это краска? (Фиолетовая). У каждого краски свой характер и свой характер.
«И вот одной из красок надоело сидеть дома. Решила она покинуть дом Мамочки-Радуги и отправиться в путешествие».
(Звучит веселая мелодия, заходит ребенок - Зеленая краска.)

«Села она на маленькую тучку, спустилась на землю и давай красить все одним цветом. Это была веселая краска, шуточная шалунья. Там, где она шла, все становилось зеленым: и дома, и машины, и люди, и животные. Долой все стало зеленым».
- Вот таким.
Психолог закрывает картину зеленой тканью. Под веселую музыку появляется «Зеленая краска»
Зеленая краска. Добрый день, ребята! Я - Зеленая краска. Крашу все в зеленый цвет. Хотите я вас покрашу? Почему?
Психолог . Зеленая краска, посмотри, что ты наделала, теперь не видно, где кто. В этом городе хозяйки не знают, где соль, а где сахар, где крупа, а где песок.
Зеленая краска. Ой, ой, ой! Что же я наделала? Как теперь все исправить?
Психолог .Ваша мама Радуга быть недовольна твоим поступком, но все-таки попробуем попросить у нее веселых красок, чтобы все исправить. Дети, давайте позовём: «Мама Радуга, дай нам, пожалуйста, веселых красок!»
(С радуги спускается корзину с красками: желтая и синяя.)
Психолог . Спасибо тебе, Радуга! Теперь можно создать новые цвета. Кто хочет попробовать?

Игра «Волшебные превращения».
(Психолог вместе с детьми на палитре смешивают цвета)
Психолог .Дети, куда же делись желтая и синяя краски? (Спрятались в зеленой.)
Зеленая краска :Теперь можно и листочки на деревьях оживить.
Психолог .Вот видишь ты и не знала всех своих возможностей. А хочешь дети тебе фокусы покажут?
Зеленая краска : Хочу!
Психолог .Вот в баночке вода. Дети, а какая вода? Давайте попробуем изменить ее цвет, кто хочет попробовать?
(Дети проводят опыт - вода становится желтой.)
Психолог .Какой стала вода? А теперь посмотрим другой фокус. Кто хочет еще попробовать?
(Дети проводят второй опыт - вода стала оранжевой.)
Психолог . Дети, как это произошло? (Надо смешать желтую и красную краски.)Ну, что теперь, Зеленая краска, ты убедилась, что дети знают секрет волшебных красок и сами стали волшебниками?
Зеленая краска: Не верю! Не верю!
Психолог . Вот они сейчас вернут городу его предыдущие цвета, тогда поверишь! Дети закроет глаза и скажите: «Крутись, вертись - веселая краска появись!»
(Психолог снимает зеленую завесу и снова появляется цветное изображение города.)
- Видишь, у них и это получилось! Молодцы, ребята!
Зеленая краска : А может это у них случайно получилось? Пусть они попытаются развеселить это печальное дерево, тогда я поверю, что они волшебники!
Психолог . Дети, давайте сначала рассмотрим это дерево. Какие у него ветви? (С одной стороны - плавно изогнутые, тянется к солнцу, а с другой - ломаные, корявые). Так это дерево как будто разделено на две части. Когда-то на нем росли волшебные цветы, листочки. Если человек останавливался отдохнуть и садился под первую часть - он добрел душой и сердцем, а если под вторую - становился злым, печальным, жадным.
Психолог . Дети, как можно предупредить всех людей, что это волшебное дерево?
(Дети предлагают: написать объявление, оградить забором, нарисовать цветы, листья). Но какого же цвета будут цветы и листья на первой «доброй» части, а какие на «злой»? Давайте сначала выберем цвета.
(Дети выбирают цвета для двух частей.)
Психолог . Опишите, какие это цветы? Ну, что же попробуем нарисовать? Но только не забывайте, что они имеют различие в цвете.
(Дети рисуют цветы - образующие новые оттенки, листья изготавливают обрыванием бумаги. Психолог вместе с детьми, которые выполнили задание наклеивает цветы и листья на дерево, ребенок рассказывает на какую часть дерева надо приклеить.)
Психолог . Дети, подойдите к волшебному дерева. Посмотрите, какое замечательное дерево мы оживили. Подумайте, а поможет ли это волшебное дерево, если кто-то в ссоре? А что надо сделать? (Постоять под «доброй» частью дерева.)
- Ну что Зеленая краска, теперь ты убедилась, что дети знают секрет волшебных красок?
Зеленая краска :Молодцы, ребята! Теперь я верю, что вы настоящие волшебники. А за это примите от меня подарок - корзину яблок! А мне пора возвращаться к маме Радуги. До свидания.
Психолог . Дети, вот и закончилось наше путешествие в разнообразный мир цвета. Пора возвращаться в наш детский сад, где и попробуем яблочки.

Используемая литература:
1. Н.В.Корчаловська «Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников».
2. Людмила Шульга «Развитие творческих способностей у детей».
3. С.И.Макаренко «Современные подходы к организации художественно-творческой деятельности дошкольников».

Модное слово нынче – креативность, а если проще – творческие способности, в которых заложено множество качеств и умений. И нестандартность мышления, и творческая смелость, и чувство юмора, и талантливая лёгкость. Ах, какой вкусный коктейль! Интересно, креативность – это врождённый талант или его можно как-то развить творческие способности у детей дошкольного и школьного возраста? Думается, что можно! Именно этим мы сейчас и займёмся.
Несколько упражнений для развития творческих способностей

«Архитектор»
Представим себе, что нам, архитекторам, дано задание – создать проект дома. На листочке пишем несколько любых слов – это и будут пожелания клиента, каждое из которых должно найти отражение в проекте. Например: молоко, мышь, зеркало, шар. Возможно, дверь в наш замок будет в виде мышиной норы, во дворе будет фонтан в виде кувшина «молока» – подкрашенной воды, в виде шаров будет мебель, а зеркальной будет крыша! Осталось только подробно нарисовать нашу фантазию. Безумие? Конечно! На то и расчёт: отпустить себя – чем свободнее, тем лучше!

«Две картинки»
Впрочем, картинок может быть и три, и четыре и даже десять. Дело за малым: найти между ними какую-то связь и суметь её объяснить. Можно поиграть в такие : на карточки наклеить разнообразные картинки, все карточки (их должно быть достаточно много) раздаются игрокам, а одна кладётся на стол. Игроки по очереди кладут по одной картинке как в домино – одна к одной. Одно условие – соседние картинки должны ассоциативно быть связаны друг с другом. Ребёнок должен суметь объяснить свой выбор. Например: к яблоку я положу ведро, потому что яблоки можно туда положить. Или: к автобусному билетику я положу картинку с крепостью, ведь мы поехали на экскурсию в крепость на автобусе. И так далее.

«Кляксы и пятна»
Увлекательнейшая игра – поиск сюжетов и картин где угодно: в облаках, в лужах, трещинах на асфальте, кляксах и даже в контуре блинов! Кляксы и пятна можно создавать самостоятельно. А можно чуть усложнить задачу: а что бы увидел в этой кляксе художник? А пожарный?

«10 слов»
Берём любой предмет и придумываем к нему 10 подходящих определений. А теперь наоборот – 10 самых неподходящих. А теперь 10 прилагательных, характеризующих его и начинающихся на буквы «К», «А» и «М».

«Названия»
Представляем себя главными редакторами крупной газеты и придумываем названия всему: предметам, ситуациям, действиям, событиям, как если бы это был материал для первой полосы нашего издания. Пусть эти названия будут разными по стилю и настроению.

«Что из этого можно придумать?»
Берём любой предмет, допустим, скрепку, и предлагаем варианты по нестандартным способам её использования. Крючок для ёлочной игрушки? Звено для цепочки? Закладка для книги? Неплохо для начала. Кстати, её можно разогнуть при необходимости и даже порезать на кусочки, если нужно! Чем больше получится разнообразных вариантов, тем лучше.

«Как выйти из ситуации?»
Представим себе ситуацию из жизни – вдруг во время прогулки порвался ботинок. Что делать? Обувной мастерской поблизости нет! Идти босиком? Вариант! Прибить подошву маленькими гвоздиками? Тоже можно. Приклеить на жвачку, обмотать носовым платком, оторвать подошву совсем – все варианты хороши и подходящи. А теперь можно придумать какую-то другую ситуацию.

«Сделай мне фотоаппарат»
Давайте оглянемся вокруг и подумаем, из чего, из какого подручного материала можно сделать такую игрушку? Из коробки из-под крема, а, может быть, из большой кружки? В эту игру можно поиграть и наоборот: на что похож, например, теннисный мячик? На ёлочную игрушки и пудреницу, на жёлтого цыплёнка и клубок ниток – продолжать можно ещё долго.

Творческого самочувствия всем, и пусть ваша креативность проявляется во всех сферах жизни!

Тема занятия : развитие творческого мышления

Цель занятия : осознание и преодоление границ своего мышления, использование всего мыслительного потенциала для работы над задачами, требующими творческого решения.

Задачи:

Развивающие:

  1. развитие интеллектуальных качеств, входящих в состав креативности: беглости, гибкости и оригинальности мышления;

Воспитательные:

  1. демонстрация возможностей креативности и предоставление возможности потренировать их;

Обучающие:

  1. обучение базовым знаниям, влияющим на успешность творческой деятельности.

Основные содержательные блоки занятия:

  1. Организационный этап
  2. Подготовительный этап
  3. Основной этап
  4. Контролирующий этап
  5. Итоговый

Педагогическая целесообразность:

  1. Увеличение знаний о мире профессий
  2. Появляется знание о свих профессиональных предпочтениях

Ожидаемые результаты:

Обучающие получать возможность потренировать навыки креативности, закрепят умения использовать весь потенциал.

Материал к занятию:

  1. Игрушки
  2. Спички
  3. Бумага
  4. Фотографии
  1. Организационный этап

Организационный момент, приветствие, концентрация внимания через упражнение.

  1. Подготовительный этап

Педагог : Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжаем развитие своих творческих способностей. Нашими задачами будет познакомиться с такими понятиями как беглость, гибкость и оригинальность мышления.

Творчество – это способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и склонность к глубокому осознанию своего опыта (Э. Фромм). Готовы начать?

Ответы детей : да, конечно…

Педагог : отлично! Начнём с разминки-упражнения «Что?», «Откуда?», «Как?»

Я буду показывать картинки, а каждый должен будет ответить на три вопроса:

  • Что это?
  • Откуда это взялось?
  • Как это использовать?

Обсуждение . Что больше запомнилось?

  1. Основной этап

а) Упражнение «Оригинальное использование» (наглядный материал для обсуждения качеств творческого мышления – беглости, оригинальности, гибкости, тренировка, уход от шаблонности. Акцентирование на распределении ролей в группе при решении креативной задачи)

Придумать как можно больше разнообразных принципиально осуществимых способов оригинального использования обычных предметов:

Бумажных листов, старых газет;

Работа в подгруппе 4-5 человек, 10 минут. Представление: 1 балл за принципиально осуществимую идею, 2 балла – за демонстрацию. Повторятся нельзя. Выигрывает та подгруппа, что больше баллов набрала.

Обсуждение : как распределились роли в подгруппе? Кто выдвигал идеи, кто воплощал, кто был лидером, кто ведомым? С какими качествами личности связано именно такое распределение? Как ведут участники себя в жизни?

После обсуждение пару слов о принятых в психологии критериях оценки эффективности выполнения подобных творческих заданий:

Беглость : число идей, выдвинутых каждым участником

Оригинальность : количество идей, не повторяющихся в других подгруппах

Гибкость : разнообразие смысловых категорий, к которым относятся идеи. Например, из бумаги можно сделать игрушечный кораблик и самолётик. С позиции беглости это всё разные идеи, но с позиции гибкости – одна категория – оригами.

Затем участники самостоятельно оценивают эффективность работы своих подгрупп согласно этим параметрам, при необходимости советуясь.

б) Упражнение «Усовершенствованные игрушки» (тренировка навыка генерации идей в условиях командной работы)

Демонстрируется мягкая игрушка и даётся задание: предложить, как модно больше принципиально осуществимых способов её усовершенствования – что можно сделать, чтобы детям стало интереснее с ней играть?

В подгруппах по 4-5 человек, 8-10 минут. После – представители излагают идеи.

Обсуждение . Что, с точки зрения участников, способствовало появлению новых идей при выполнении упражнения, а что препятствовало? Какие идеи представляются наиболее творческими? Как можно классифицировать высказанные идеи, к каким категориям они относятся? Каким жизненным ситуациям можно уподобить это упражнение?

в) Упражнение «Логические задачки» (выход за пределы непосредственно данной, очевидной на первый взгляд ситуации, отказаться от поиска в очевидном направлении, тренировка наблюдения и самонаблюдения за решением задач такого рода)

Необходимо решить несколько логических задачек:

Сложить четыре равносторонних треугольника из шести спичек (индивидуально)

Соединить девять точек четырьмя прямыми линиями, не отрывая карандаш от бумаги (индивидуально)

После групповое (3-4 человека):

Крестьянину нужно переправить на лодке через реку волка, козу и капусту. В лодку одновременно с ним помещается только что-то одно из перечисленного. Нельзя оставлять на берегу без присмотра волка с козой или козу с капустой (съедят) или отправлять лодку в «самостоятельное плавание» без крестьянина. Как организовать перевозку, чтобы все остались целы?

г) Упражнение «Фотозагадки» (обучение восприятию в новых, необычных ракурсах материалов, оставляющих простор для воображения, допускающих неоднозначную трактовку. Тренировка генерации идей о способах этой трактовки, поиск неожиданных ассоциаций)

В подгруппе по 3-5 человек, получают по 2-3 фотозагадки. В течение 6-8 минут дать как можно больше вариантов ответов на следующие вопросы:

  1. Что изображено?
  2. Какую идею хотел выразить фотограф с помощью снимка?
  3. Как можно озаглавить снимок, если бы он выставлялся на конкурс художественной фотографии?

Через 6-8 минут представители подгрупп демонстрируют фото и делятся соображениями.

Обсуждение . Какие варианты запомнились, показались интересными? Каким реальным жизненным ситуациям можно уподобить упражнение? Какие психологические качества важнее всего, чтобы продуктивно действовать в подобных ситуациях?

д) Упражнение «Невероятная ситуация» (тренировка генерации необычных идей, в том числе к ситуациям, которые выходят за рамки обыденных представлений).

Предлагается поразмыслить над маловероятной воображаемой ситуацией. Задача – представить, что такая ситуация произошла, и предложить максимум последствий для человечества, к которым может привести её наступление.

В подгруппах по 3-5 человек, 5-6 минут на ситуацию.

Увеличилась сила тяжести на Земле

У всех людей выросли хвосты

Коэффициенты трения у всех веществ уменьшатся в 20 раз

Два варианта проведения: подгруппам даются одинаковые ситуации и тогда побеждают те, что предложат как можно больше идей, не повторяясь.

Либо без соревнования, каждой подгруппе своё. Всего по 3-5 идей.

Обсуждение . Какие идеи запомнились, показались наиболее творческими? Чем именно интересны идеи? Что помогало, а что мешало выполнению упражнения? В каких жизненных ситуациях приходится размышлять о «невероятных ситуациях»? Можете ли привести примеры, когда невероятная ситуация станвоилась реальной?

е) Упражнение «Ватрушка» (моделирование ситуации, выход на обсуждение проблемы отношения к риску)

Описание «ватрушки». Представьте, что вы забрались с ватрушкой на горку, намереваясь съехать оттуда, но вдруг понимаете, что горка слишком крутая и покрыта кочками. Ехать страшно, можно ушибиться. Какое решение вы примете – поехать, несмотря на боязнь, или отказаться?

Дальнейшие инструкции:

Для отказавшихся : «что ж, вы благоразумны. А теперь придумайте как можно больше способов скатить эту ватрушку другу, оставшемуся внизу, так, чтобы она не опрокинулась и не укатилась со склона в сторону»

Для поехавших : «молодцы, вы смелые люди! Тем не менее, горка действительно крутая и опасная, а шею свернуть никому не хочется. Придумайте как можно больше способов съехать с горки на этой ватрушке таким способом, чтобы у вас была возможность притормаживать, контролируя скорость».

ж) Упражнение «Гулливер» (приём гиперболизации, что способствует появлению новых ассоциаций, развитию умения воспринимать знакомые вещи в новых, неожиданных ракурсах, обращать внимание на свойства, которые в обеденной жизни не встречаются)

Представьте себя на месте Гулливера, который оказывается в стране лилипутов (его рост с трёхэтажный дом) и в страну великанов (его рост с карандаш). Выдвиньте как можно больше идей о том, какие предметы вы смогли бы использовать в каждой из этих стран в качестве:

Шляпы

Дома

Кровати

Постельного белья

Машины

Домашнего животного

Записной книжки

Обсуждение . Где было проще представить себя в роли Гулливера? С чем это связано? Какие идеи показались наиболее интересными? Какие неожиданные свойства предметов в них использованы?

  1. Контролирующий этап

Производится подсчёт баллов для определения команд-победителя. Независимо от количества набранных баллов, побеждённых нет – все получили знания о способах тренировки креативных навыков. На каждое упражнение приходится заключительная фаза обсуждения, где обучающиеся отвечают на контрольные вопросы.

  1. Итоговый этап. Педагог подводит итог всего занятия

Сегодня мы познакомились с вами узнали о способах тренировки наших творческих способностей, узнали о том, по каким критериям оценивается результативность творческого процесса и, конечно же, получили удовольствие! Удачи, увидимся в следующий раз!

Список литературы

  1. Грецов А. Тренинги развития с подростками: творчество, общение, самопознание. – СПб:Питер, 2011. – 416 с.:ил.